Дело № 2-123/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Верхняя Пышма 11 апреля 2012 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Куренко Е.Н., при секретаре Албычевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахрушевой Ольги Николаевны к Межрайонной Инспекции ФНС № 32 по Свердловской области, ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ № 13 об обязании произвести перерасчет и выплатить денежные средства, У С Т А Н О В И Л: Вахрушева О.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции ФНС № 32 по Свердловской области, ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ № 13 об обязании произвести перерасчет и выплатить денежные средства, указывая, что в период ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> и занимала различные должности государственного служащего. Она обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к работодателю и просила следующее сообщить, были ли включены в расчет пособия по беременности и родам и в расчет в пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет средства материального стимулирования, выплаченные ей в 2007 и 2008 г.г., произвести перерасчет вышеуказанных пособий в случае если средства материального стимулирования не были учтены при их расчете. Из ответа инспекции ей стало известно, что за перерасчетом следует обращаться в фонд социального страхования РФ. Она направила соответствующее заявление. Из ответа следует, что проведена проверка работодателя и установлено, что пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет исчислены верно, правовых оснований для перерасчета нет. Также она обращалась в Инспекцию о перерасчете отпускных за ежегодный отпуск (в том числе дополнительный и за ненормированный рабочий день), который был ей предоставлен в 2008 году и пособия по временной нетрудоспособности, которая наступила в период этого отпуска. Ответ не получен. Она не согласна по следующим причинам: выплаты средств материального стимулирования, материальная помощь, единовременные выплаты к отпуску государственным федеральным служащим Федеральной налоговой службы осуществляются в рамках трудовых отношений за достигнутые показатели и качество в работе, и являются частью заработной платы служащего, соответственно, входят в систему оплаты труда. Просит обязать ответчиков произвести перерасчет пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставленный ей в 2008 году (в том числе дополнительный и за ненормированный рабочий день) и пособия по временной нетрудоспособности, которая наступила в период ежегодного отпуска - с учетом выплаченных ей средств материального стимулирования, материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску в периоды, из которых рассчитан средний заработок для указанных пособий и отпускных. Обязать выплатить ей недополученные денежные средства. Взыскать с Инспекции ФНС России по городу Верхней Пышме Свердловской области денежную компенсацию, исчисленную из расчета в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Дополняла свои требования расчетами и перерасчетами не дополученных средств, но в дальнейшем требования изменила и просит только произвести перерасчет, то есть первоначальные исковые требования В судебном заседании истец Вахрушева О.Н. исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении. Просит произвести перерасчет сумм, так как самостоятельно она рассчитать их не может, специалисты проведут расчеты самостоятельно. По обстоятельствам дела дала объяснения аналогичные исковому заявлению (л.д. 2-4). Считает, что срок исковой давности ею не пропущен, так как о нарушении своего права узнала только при увольнении, пыталась добровольно решить вопрос, но после отказа обратилась в суд. Ответчики представители Межрайонной Инспекции ФНС № 32 по Свердловской области - С иском не согласились, просят отказать, так как расчеты произведены верно, средства материального стимулирования за 2007год не должны включаться в расчет отпускных и пособия по беременности и родам. Истцом пропущен срок обращения в суд, Представитель ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ № 13 - Новикова Е.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала доводы изложенные в отзыве (л.д.53-55),согласно которого средства материального стимулирования не включаются в расчет пособий и истицей пропущен срок для обращения за защитой своих прав в суд. Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Вахрушевой О.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Социальное обеспечение граждан России является Конституционным правом. Так на основании ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 15, 16 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работником правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае когда трудовой договор был ненадлежащим образом оформлен. Основные права и обязанности работника и работодателя определены ст. ст. 21, 22 ТК РФ. Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. По ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Требования ст. 56 ГПК РФ неоднократно разъяснены сторонам судом протокольно определениями суда в письменном виде. В силу п. 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Период работы Вахрушевой О.Н. в УФНС России по СО ответчиками не оспаривается. Материалами дела подтверждено, что Вахрушева О.Н. находилась на государственной службе <данные изъяты>, что подтверждается служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ,,дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-29). Оплата труда истицы определена п. 9 контракта и состоит из месячного оклада, в соответствии с занимаемой должностью (должностного оклада) в размере <данные изъяты>, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин в размере <данные изъяты>, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 % этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере 100% от этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. (л.д.25-26) Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На основании ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). По ст. 135 ч. 2 ст. 139 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». В соответствии со ст. 79 указанного выше закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части неурегулированной этим законом. Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности родам граждан России определяется Федеральным законом от 29.12.2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее ФЗ № 255), а также Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2007 года № 375 «Об утверждении положений об особенностях порядка начисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Постановление № 375, Положение). Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ № 255 назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 14 ФЗ № 255. Доводы истца о том, что она находилась на больничном в период ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138-139) ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.141) ДД.ММ.ГГГГ (л.д.149) ответчиком не оспариваются, подтверждается материалами дела. Ответчиками предоставлен расчет сумм, данные расчет основаны без учета средств материального стимулирования. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 255 и п. 2 Положения, утвержденного Постановлением № 375, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового Кодекса РФ. В силу п. 2 Положения, утвержденного Постановлением № 375, (в редакции юридически значимый период (2007-2008 годы) к названным выплатам, в том числе относятся: а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в не денежной форме; д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации. е) начисление в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки; з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой. и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическим условиями, на тяжелых работах, работах с вредными опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы; к) премии и вознаграждения, включая вознаграждения по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; л) другие, предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. Таким образом, суд считает обоснованными доводы истца о том, что при решении вопроса о включении сумм материального стимулирования в средний заработок при исчислении спорных пособий необходимо соблюдение двух условий, установленных вышеприведенными нормами закона, а именно: выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда, выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу. По п. 14 Положения премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждение по итогам работы за квартал, за год включается в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде, соответственно если премии начислены в расчетном периоде, то они подлежат учету в среднем заработке при расчете пособия в полном размере. На основании ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее - ФЗ № 79) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной и служебной деятельности, по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Перечень дополнительных выплат содержится в ч. 5, 10 приведенной нормы закона, куда включены ежемесячное денежное поощрение, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальную помощь, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное право гражданского служащего на оплату труда содержится в ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе». Контракт и дополнительное соглашение к нему соответствуют указанным нормам закона, в них также содержатся составляющие заработной платы, куда включены помимо окладов денежного содержания, дополнительных выплат и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О МАТЕРИАЛЬНОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОТДЕЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ» предусмотрено право осуществлять с 1 января 2007 года и в 2008-2010 г.г. материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007-2010 г.г. сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов. Закон «О государственной гражданской службе РФ» не содержит понятия оплаты труда. Вместе с этим анализ ст. 135 ТК РФ позволяет суду сделать вывод о том, что системой оплаты труда является совокупность правил определения заработной платы, то есть способ установления зависимости величины заработной платы от количества и качества, результатов труда и включает в себя, кроме тарифных ставок (окладов), различные доплаты и надбавки стимулирующего характера, системы премирования, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Таким образом, оценив вышеприведенные нормы закона в совокупности, суд считает установленным, что средства материального стимулирования, выплаченные истице, по своей сути являются премией, входят в систему оплаты труда гражданских служащих и облагаются налогом, чего не отрицали представители ответчиков, подтверждается материалами дела, поэтому средства материального стимулирования должны учитываться при расчете государственному служащему пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Доводы представителей ответчиком об обратном не состоятельны. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О МАТЕРИАЛЬНОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОТДЕЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ» Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года № 90н разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, которым установлен механизм осуществления материального стимулирования названных служащих. Пунктами 2, 3 этого Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете за 2007-2010 г.г., при условии достижения ими показателей эффективности их деятельности. Однако названные положения не определяют порядок исчисления пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, не определяют порядок системы оплаты труда и не содержат указаний на то, что премии не относятся к системе оплаты труда. Согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Истица в иске указывает на то, что о нарушении своего права ей стало известно после увольнения, 10 августа 20011 года, она обратилась к работодателю с просьбой разъяснить порядок расчета пособия по беременности и родам (л.д. 6). 5 сентября 2011года ею был получен ответ из ИФНС по г. Верхняя Пышма (л.д.7-8),где указывалось, что истица вправе обратиться в Фонд социального страхования РФ, 3 ноября 2011года ею был получен ответ, 30 ноября 2011года Вахрушева О.Н. обратилась в суд., то есть до обращения в суд она пыталась добровольно решить вопрос, но получив отказ обратилась в суд. В соответствии с ФЗ от 29 декабря №255-ФЗ (в редакции от 2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством «п3 Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за прошлое время, но не более чем за три годам, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким либо сроком( в ред.Федерального закона от 24 июля 2009года №213-ФЗ. Учитывая, изложенное суд пришел к выводу, что Вахрушевой О.Н. срок для обращения в суд не пропущен, а следовательно исковые требования Вахрушевой О.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме, с учетом требований ст. 236 ТК РФ.. Руководствуясь ст.12,56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования Вахрушевой Ольги Николаевны к Межрайонной Инспекции ФНС № 32 по Свердловской области, ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ № 13 об обязании произвести перерасчет и выплатить денежные средства удовлетворить. Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС № 32 по Свердловской области произвести Вахрушевой Ольге Николаевне перерасчет пособия по беременности и родам, временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до 1года 6месяцев, с учетом Средств материального стимулирования, выплаченных Вахрушевой Ольге Николаевне в 2007-2008 годах, с учетом процентов за каждый день просрочки. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2012 года Судья Е.Н. Куренко