Дело № 2-762/12 Решение ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Верхняя Пышма 06 июня 2012 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Михайлова А.Ф., при секретаре Исаковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Виктора Федоровича к ОАО «Теплопрогресс» о защите прав потребителя, У С Т А Н О В И Л: Петров В.Ф. обратился в суд с иском к ОАО «Теплопрогресс» о защите прав потребителя. В обоснование своих требований указывает, что ответчик является поставщиком тепловой энергии в д. Коптяки, в том числе в жилой <адрес>, собственником которого он является. Поставка теплоносителя осуществляется с нарушением нормативов как по давлению, так и по температуре. Он неоднократно обращался в адрес ответчика с претензиями по предоставлению услуг ненадлежащего качества. В декабре 2011 года перепад давления восстановлен, теплоснабжение нормализовано. Просит освободить его от оплаты услуг за теплоснабжение указанного жилого дома, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>; обязать ответчика принять на баланс теплосети в д. Коптяки. В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования. Просит освободить его от оплаты услуг на сумму <данные изъяты>, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, обязать ответчика принять на баланс теплосети в д. Коптяки. В судебном заседании Петров В.Ф. требования поддержал. Суду пояснил, что доводы, изложенные в иске поддерживает. Просит освободить его от оплаты услуг за 2011 год на указанную сумму, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, обязать ответчика принять на баланс тепловые сети <адрес>. В обоснование иска указал, что руководитель предприятия - ответчика фактически признавал, что в силу технических особенностей теплотрассы, надлежащее давление и температура теплоносителя в магистрали в районе его дома не обеспечивается, в связи с чем, его освободили от платежей с января по февраль 2011 года. Однако после указанного периода, несмотря на то, что качество оказанной услуги не изменилось, ответчик продолжал начислять плату за поставляемое тепло. Причину несоблюдения параметров теплоснабжения объясняет тем, что на базе отдыха «Энергетик», расположенной в том же районе, был установлен насос, «принудительно отбирающей теплоноситель», в результате чего горячая вода в надлежащих объемах и под необходимым давлением не поступала в магистраль по ул. <адрес>. Указанную причину руководитель предприятия - ответчика признавал. После того, как в ноябре 2011 года владелец базы отдыха по требованию, в том числе ответчика, устранил причину (демонтировал насос) требуемые параметры магистрали по <адрес> были восстановлены. Тепло поступает в необходимых объемах. С указанного времени он оплачивает услуги по теплоснабжению и задолженности за этот период не имеет. Представитель ответчика Пешкова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила суду, что исковые требования не признаем в полном объеме. На территории базы отдыха действительно был несанкционированно установлен насос и ответчик уведомлял МРСК о том, что бы насос был демонтирован, что было исполнено в ноябре 2011 года. Однако, нет прямых доказательств того, что данный насос мог повлиять на теплоснабжение дома истца. У истца имеется долг за 2011 год, в судебном порядке не взыскивался. На настоящее время теплотрасса по <адрес> фактически является бесхозяйным имуществом, и ответчик контролирует давление и температуру теплоносителя только в точке врезки магистрали по <адрес> в магистраль на д. Коптяки. В тоже время, ответчик заключает договоры на теплоснабжение с каждым владельцем дома по указанной клице, является получателем платы за оказанные услуги. По договору от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Версаль» выполняет обслуживание теплотрассных путей, ОАО «Теплопрогресс» - собственник такого имущества. Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На исследуемые отношения распространяется закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно преамбуле которого, потребителем является гражданин, имеющий намерение приобрести, услуги исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, исполнителем является организация, независимо от ее организационно - правовой формы, оказывающая такие услуги. Правоотношения регламентированы также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующими отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающими их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил). В соответствии с ч.ч.1,2 ст.14 Федерального закона «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1 в ред. от 18.07.2011., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.09.2011.), исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору, или соответствующей, обычно предъявляемым требованиям, к услуге такого рода. В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как следует из п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006.), при предоставлении коммунальных услуг, должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода, в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан, в числе других обязанностей: предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; производить в установленном разделом VII данных Правил порядке, уменьшение размера платы за коммунальные услуги, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Из п.51 вышеуказанных правил следует, что потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги и надлежащего качества, получать от исполнителя услуг сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки. Согласно 4 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как следует из п.60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Согласно п.5 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам (условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008.), обеспечение температуры горячей воды в точке разбора должно быть не менее 60 градусов С - для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 градусов С - для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора, допускается: в ночное время: с 23:00 до 06:00 часов, не более, чем на 5 градусов С, в дневной время: с 06:00 до 23:00 часов, не более, чем на 3 градуса С. Снижение размера платы (перерасчет) производится за каждые 3 градуса С снижения температуры допустимых отклонений - на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов С, оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Из п.14 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что отопление в течение отопительного периода должно быть бесперебойным. Из п.15 Приложения № 1 к правилам предоставления коммунальных услуг, следует, что отклонение температуры воздуха в жилом помещении, не допускается. Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 градусов С. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период), размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры. Допустимо снижение нормативной температуры в ночное время суток: от 0:00 часов до 05:00 часов - не более 3 градусов С. Позиция истца подтверждается рядом доказательств. В районе д. Коптяки владельцами базы отдыха «Энергетик» было установлено насосное оборудование, на установку которого абонент разрешения не получал, на что было указано самим ответчиком в письме в адрес ОАО «МРСК Урал» (л.д.15), то есть ответчик признавал, что наличие такого оборудование отрицательно сказывается на снабжении теплом иных потребителей. В письме прямо указано, что наличие оборудование «приводит к ухудшению теплоснабжения в домах частного сектора». После устранения указанной причины в конце ноября 2011 года, теплоснабжение в доме истца было восстановлено в требуемых параметрах, что ответчик признает. Согласно акта ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, параметры давления и температуры в магистрали по <адрес> не соблюдаются (л.д.18). Самим ответчиком истец был освобожден от оплаты за теплоснабжение за январь - февраль 2011 года, признавая, что теплоснабжение в этот период не обеспечивалось. В тоже время за следующие месяцы, несмотря на то, что параметры продолжали не соблюдаться, ответчиком производились начисления за потребленную энергию. Ответчик не инициировал взыскание задолженности в судебном порядке, осознавая, что услуга надлежащего качества им не оказывается. Представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что непосредственно магистраль по <адрес> ответчику не принадлежит и им не обслуживается. Суд в данной части исходит из того, что ответчик является получателем платы за оказанную услугу и вопрос принадлежности имущества в настоящих правоотношениях значения не имеет. Сумма начисленной задолженности согласована сторонами, арифметическая сторона расчета ответчиком не оспаривается. В данной части истец освобождается от всей суммы задолженности, включая штрафные санкции. Учитывая, что на правоотношения сторон распространяются нормы закона «О защите прав потребителей», принимая во внимание все обстоятельства в совокупности, суд взыскивает в пользу истца в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>. Требования истца о принятии на баланс магистрали по <адрес> суд признает необоснованными, так как данный вопрос не может быть разрешен в споре между потребителем и поставщиком услуги. В зависимости от структуры системы и отношений между хозяйствующими субъектами, у бесхозяйного имущества (каким в настоящее время является магистраль по <адрес>) может быть и иной владелец или собственник. Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с ОАО «Теплопрогресс» в пользу Петрова Виктора Федоровича компенсацию морального вреда - <данные изъяты>. Освободить Петрова Виктора Федоровича от оплаты за теплоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> за период с февраля по октябрь 2011 года на сумму <данные изъяты>. Петрову В.Ф. в иске к ОАО «Теплопрогресс» о возложении обязанности принять на баланс теплосети в д. Коптяки - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца. Мотивированное решение изготовлено 20.07.2012 года. Судья А.Ф. Михайлов