Дело № 2-957/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Верхняя Пышма 03 августа 2012 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Дробышевой Л.А., при секретаре Малеваной О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якунина Алексея Алексеевича к администрации Городского округа Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Якунин А.А. обратился в суд с иском к администрации Городского округа Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, указывая, что родился <адрес>, где проживал с родителями и младшей сестрой, пока ему не исполнилось 5 лет. Его родителями являются ФИО2 и ФИО3. Родители злоупотребляли спиртными напитками, подолгу оставляли их с сестрой одних, без присмотра и еды. Своего жилье у них не было, они жили у родной сестры отца. В 1984 году отца осудили и отправили отбывать наказание. В 1985 году тетя увезла его в больницу и там оставила. Решением народного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители лишены родительских прав. Их с сестрой определи на государственное обеспечение в Таватуйский детский дом. Там они пробыли примерно 3 года, после чего его направили в Камышловскую школу - интернат, сестра осталась в детском доме, и больше он о ней ничего не слышал. В Камышлове он проучился первые три класса, потом его перевели в школу - интернат № <адрес>, где он снова стал учиться в первом классе. В четвертый класс он пошел в Среднеуральском детском доме (школа-интернат №). В 1995 году он закончил указанную школу, и поступил в ПУ «Юность» для получения профессии. В 1997 году он закончил училище с присвоением квалификации «мастер отделочных работ 2 разряда». Свидетельство о квалификации № им утеряно. Поскольку его перевозили из одного государственного учреждения в другое - личное дело пропало. После окончания училища он обратился в администрацию Городского округа Среднеуральск к ФИО8, который на то время был заместителем главы города с просьбой предоставить ему жилье, так как является ребенком - сиротой. Ему помогли устроиться на работу в МУП СУЖКХ плотником. С жильем ему не помогли, на учет не поставили. Он жил у знакомых в саду, когда стало холодно, ему предоставили временно жилое помещение - комнату в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Весной 1998 года ему пришлось освободить жилье, в администрации пообещали снова предоставить жилье. С этого времени он снимал различные жилые помещения <адрес> до 2005 года. Он регулярно обращался к главе Городского округа Среднеуральск Данилову А.Н. с просьбой предоставления жилья. Ему никто не сказал, что необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2003 году он совершил преступление, за что с 2005 года по 2010 год отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения он вновь обратился к главе Городского округа Среднеуральск Злодееву В.П., который сказал, что жилья он предоставить не может. Летом 2011 года он узнал, что его должны были после окончания училища поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка - сироту, однако в списках он не значится. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> Среднеуральск с заявлением о постановке его в очередь на предоставление жилого помещения по договору социального найма с приложением необходимого пакета документов. Постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ ему в постановке на учет было отказано. Считает отказ незаконным и просит обязать администрацию Городского округа Среднеуральск признать за ним право и осуществить постановку на льготный учет в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения по договору социального найма, так как он ранее имел статус лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области с целью передачи в муниципальную собственность Городского округа Среднеуральск, предназначенное для него жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, не менее 18 кв.м общей площади, в пределах Городского округа Среднеуральск благоустроенное и отвечающее санитарным и иным требованиям. Обязать администрацию Городского округа Среднеуральск предоставить ему по договору социального найма приобретенную и переданную в муниципальную собственность однокомнатную квартиру. В судебном заседании истец Якунин А.А., доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что с 1997 года он жил в <адрес> на основании ордера, данное жилое помещение было предоставлено ему для временного проживания вместе с Бабенко Максимом. Весной 1998 года он выехал из указанного жилого помещения, и ордер сдал Семянникову, который в свою очередь пообещал предоставить ему другое жилье, но так этого и не сделал. С момента окончания ПУ «Юность» в 1997 году, он неоднократно обращался в Администрацию городского округа Среднеуральск с просьбой предоставить ему какое-либо жилье. Но ему никто ни разу не объяснил, что для этого ему необходимо сдать документы и встать в очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Поэтому с 1998 года он снимал различные жилые помещения, жил у своих знакомых, которым оплачивал коммунальные услуги. И только летом 2011 года он узнал о том, что его должны были поставить на учет, как ребенка-сироту, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить во внеочередной список граждан с целью предоставления жилья по договору социального найма, сразу же после окончания образовательного учреждения, и для этого не требовалось написания каких-либо заявлений. Просит иск удовлетворить. Ответчик - представитель Администрации ГО Среднеуральск Леонов И.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Якунина А.А., в случае признания уважительной причины пропуска срока обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, до достижения им возраста 23 лет. Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представил суду отзыв, согласно которому исковые требования Якунина А.А. не признает, указывая, что истцом пропущен срок исковой давности, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. О нарушении права на предоставление жилого помещения Якунин А.А. должен был узнать еще до достижения совершеннолетия. Ст.37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28.03.1998 устанавливала, что жилые помещения вне очереди предоставляются гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. 23.12.1996 вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данные нормативные акты являются общедоступными и общеизвестны с момента опубликования. Как следует из представленных истцом доказательств, в 1997 году он окончил пребывание в ПУ «Юность», 01.04.1998 он достиг совершеннолетия и имел статус гражданина, окончившего пребывание в государственном детском учреждении, при этом имел возможность узнать о нарушении своего права на предоставление по окончании пребывания в государственном детском учреждении жилого помещения. Как указывает истец, после окончания ПУ «Юность» он обращался в Администрацию г. Среднеуральска с просьбой о предоставлении жилья. Данный факт, также свидетельствует о наличии у истца объективной возможности обращения, в том числе в суд, за защитой своего права на внеочередное получение жилья. Названные факты свидетельствуют о том, что уже более 13 лет назад у истца возникло право на обеспечение жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении, если ему не могла быть возвращена жилая площадь, откуда он выбыл в детское учреждение. Ведение учета граждан имеющих статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с п. 1,8 ст. 2, п. 1-1 ст. 3 закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04.2010, в настоящее время - «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011. Пунктом 9 указанных правил установлено, что списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Из представленных истцом доказательств следует, что Якунин А.А. на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области в настоящее время не состоит, в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье направляемые в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не включался. Со стороны Министерства права истца не нарушены, так как ни ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ни Министерство не обладают, и не могут обладать в силу возложенных на них полномочий информацией о наличии права на внеочередное обеспечение жилым помещением у Якунина А.А., не состоявшего на соответствующем учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Ответчик - представитель Правительства Свердловской области Иванова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в их отсутствие, суду представила отзыв, указывая, что исковые требования Якунина А.А. не признает, поскольку в исковом заявлении не заявлено требование к Правительству Свердловской области, также как и не указано основание, по которому Правительство могло бы являться ответчиком по настоящему делу. в соответствии с действующим законодательством Правительство Свердловской области обеспечивает, составление проекта областного бюджета и предоставляет в Областную думу Законодательного собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Исполнение расходных обязательств по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством Свердловской области могут выполняться и выполняются путем принятия нормативных правовых актов для реализации возложенных на субъект Российской Федерации полномочий. Таким образом, Правительство Свердловской области не осуществляет действий ни по приобретению жилых помещений, ни по передаче этих жилых помещений в какую-либо собственность, ни по постановке на учет нуждающихся. Полномочиями по выделению средств областного бюджета, расходы и доходы которого выполняются в строгом соответствии с положениями Закона о бюджете на соответствующий год, Правительство Свердловской области не обладает. В его обязательства входит принятие в пределах своей компетенции нормативного правового акта, что Правительство Свердловской области выполнило. Считают себя не надлежащими ответчиками по данному делу, что неоднократно подтверждалось судебной практикой в Свердловской области. В соответствии со ст. 1 Закона № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как следует из представленных материалов, Якунин А.А. не состоял на учете для предоставления жилого помещения как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть до достижения истцом установленного возраста, когда на него распространялись, в том числе, положения об обеспечении жильем он не воспользовался своим правом и не предпринял мер по его защите. Между тем, порядок обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями предполагает постановку на учет. Необходимость такого учета подтверждена определением Верховного суда Российской Федерации от 14.07.2010 № 18-Г10-19, поскольку он необходим для определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Полагает, что отказ Администрации городского округа Среднеуральск в постановке Якунина А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обоснованным, в связи с тем, что на момент обращения Якунин А.А. уже не относился к указанной категории граждан. Истцом не представлено доказательств его волеизъявления на обеспечение жилым помещением в установленные законом сроки. Таким образом, выводу истца о том, что достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса, противоречит обстоятельствам дела - истец уже не относится к необходимой категории граждан и что не требует совершения дополнительных действий, таких как обращение с заявлением о постановке на учет, противоречит установленном порядку и позиции Конституционного суда. Представитель ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Среднеуральск начальник управления Поцелуева С.Б. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, согласно которому просила дело рассмотреть в их отсутствие, заявленный иск Якунина А.А. о признании права осуществления постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении указанного жилого помещения поддерживают. С учетом мнения истца, в соответствии с п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, представителя ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Среднеуральск. Заслушав истца, представителя ответчика Администрации городского округа Среднеуральск, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Якунина А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Якунин Алексей Алексеевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в свидетельстве о рождении которого в графе «отец» указан ФИО2, в графе «мать» - ФИО3 (л.д. 6). Согласно решению народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Якунина Алексея Алексеевича ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Муниципальным казенным учреждением «Архив Горноуральского городского округа» следует, что в документах архивного фонда «исполнительного комитета Покровского сельского Совета народных депутатов» имеется решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О лишении родительских прав ФИО3, <адрес>». Сведений по устройству Якунина А.А. в государственное воспитательное учреждение, о закреплении за ним жилого помещения в документах «Исполнительного комитета Покровского сельского Совета народных депутатов» за 1983 - 1985 года не обнаружено (л.д. 14). Согласно ответу на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ выданному Министерством общего и профессионального образования <адрес> ГКОУ СО «Таватуйский детский дом» - по данным книги движения воспитанников ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Таватуйский детский дом» имеется запись № о том, что в детском доме действительно воспитывался Якунин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Место рождения <адрес>. Прибыл в Таватуйский детский дом ДД.ММ.ГГГГ из приюта <адрес> на основании Путевки №. На основании Распоряжения ОБЛОНО мальчик был переведен ДД.ММ.ГГГГ во вспомогательную школу - интернат <адрес>. У Якунина Алексея Алексеевича родители лишены родительских прав, имеется сестра, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Ребенок находился в детском доме на полном государственном обеспечении. Данными о закреплении жилья за Якуниным А.А, администрация детского дома не располагает. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной отделом образования администрации Камышловского городского округа следует, что Якунин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, действительно обучался в Камышловской вспомогательной школе с первого класса с ДД.ММ.ГГГГ. Выбыл после окончания второго класса ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в детский дм №. Вспомогательная школа являлась структурным подразделением Отдела народного образования <адрес>. Закрыта ДД.ММ.ГГГГ (Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытии вспомогательной школы»). Архивные дела и документы находятся в Отделе образования администрации Камышловского городского округа. По сведениям из Администрации Камышловского городского округа Якунин А.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Камышловском городском округе не состоял и жилым помещением не обеспечивался (л.д.60). Как следует из справки ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Екатеринбургский детский <адрес>" в архиве детского дома личного дела Якунина Алексея Алексеевича ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ нет, в алфавитной книге записей учащихся и в домовой книге регистрации прописки не числится. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГКОУ СО «ССКОШИ» следует, что Якунин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ действительно обучался в школе - интернате в период с сентября 1991 по ДД.ММ.ГГГГ. Поступил на обучение в 4 класс в сентябре 1991 по окончании 9 класса выбыл на дальнейшее обучение в училище № <адрес>. Данных о родителях, откуда прибыл Якунин А.А. и закрепленном за ним жилье в личном деле нет. На период обучения был зарегистрирован по адресу: <адрес> (школа -интернат). Со слов учителя ФИО15, Якунин А.А. был сирота и находился на полном государственном обеспечении. (л.д. 46) Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Верхнепышминским механико-технологическим техникумом «Юность», следует, что Якунин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ действительно обучался в СПТУ-90 <адрес> (ныне ГБОУ СПО СО ВТ МТТ «Юность») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Мастер отделочных строительных работ». По окончании обучения выдано свидетельство о квалификации № и присвоена квалификация «Мастер отделочных строительных работ 2 (второго) разряда» (л.д. 12). Указанное подтверждает, что Якунин А.А. являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживавший в детском учреждении и не имеющего закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имел право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Как пояснил истец в судебном заседании и следует из его искового заявления, он после окончания СПТУ-90 г. Верхняя Пышма (ныне ГБОУ СПО СО ВТ МТТ «Юность») обратился в Администрацию г. Среднеуральск с просьбой предоставить ему жилье как ребенку-сироте 12.11 1997, то есть в возрасте 17 лет. Однако в Администрации ГО Среднеуральск Якунин А.А. не был включен в список № (внеочередное предоставление жилых помещений) и соответственно не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Администрация на обращение Якунина А.А. отреагировала иным образом, а именно, распоряжением заместителя главы <адрес> ФИО16 - ФИО8 ФИО2 временно был включен в ордер ФИО17 на проживание по адресу: <адрес>3. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО2, ордером № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО17, корешком ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 Из пояснений истца следует, что данное жилье ему пришлось освободить весной 1998 года и другого жилья ему не предоставили. С этого времени он регулярно в устном порядке обращался к главе <адрес> ФИО16 с просьбами предоставить ему жилье, однако его просьбы оставались не исполненными. В этот период ему никто в Администрации не разъяснил, что ему необходимо собрать и сдать документы, для того, чтобы его поставили в очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Из искового заявления следует, что в 2003 году Якунин А.А. совершил преступление и с 2005 по 2010 отбывал наказание в ИК № <адрес>. После освобождения из мест лишения, он обращался в Администрацию ГО Среднеуральск с просьбами предоставить ему жилье, но ему было сказано, что жилья нет и не будет, что эту проблему ему необходимо решать самостоятельно. В 2011 году, как пояснил истец, он случайно узнал, что как ребенка-сироту его должны были поставить в очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма после окончания училища. Полагая, что так и произошло, он обратился в Администрацию ГО Среднеуральск с целью проверить очередность в льготном списке на жилье, но как оказалось в списках он не значится. В юридическом отделе в Администрации ГО Среднеуральск ему посоветовали обратиться в ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Среднеуральск, где ему рекомендовали обратиться в суд, поскольку он действительно имел право на постановку на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Как следует из сведений, предоставленных из Верхнепышминского механико-технологического техникума "Юность" (ранее СПТУ-90) Якунин Алексей Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучался в СПТУ-90 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. СПТУ-90 обращалось в отдел социальной защиты населения <адрес> о принятии выпускника на постоянное место жительства по адресу: <адрес> с просьбой принять меры по их обращению до ДД.ММ.ГГГГ. При этом сведений о результате этого обращения не содержится, и нет сведений о том, что имело место обращение администрации СПТУ-90 в 1997 году в ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по <адрес> и Администрацию <адрес>. Согласно справке из Администрации ГО Среднеуральск информации о письменных ходатайствах представителей ПУ "Юность" в интересах Якунина А.А. в Администрации нет (л.д.63). 27.04.2012 Постановлением главы Администрации ГО Среднеуральск Якунину А.А. было отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося, в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях, на основании пп.1.2 п. 1 ст.54 Жилищного кодекса российской Федерации (л.д.17). В соответствии с пп.1,2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилого помещения, приобретенного на праве личной собственности у Якунина А.А. не зарегистрировано, жилого помещения приобретенного в порядке приватизации также не зарегистрировано, право бесплатной приватизации не использовано, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), выданной СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Верхнепышминское БТИ и РН», уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. По информации Среднеуральского участка ОАО "РИЦ" Якунин А.А., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания Якунин А.А. временно зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Статья 2 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизации государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 указанного Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 данного Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно п.2 "Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011, обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 01.01.2010. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 №119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, как главному распорядителю бюджетных ассигнований на 2010 год предусмотрено 229 370 тысяч рублей. Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит в данном случае на администрации ГО Среднеуральск. В судебном заседании установлено, что Якунин А.А. имел статус ребенка-сироты, находился на полном государственном обеспечении, не имел закрепленного за ним жилья, таких данных судом не добыто, обучался в школе-интернате <адрес>, затем был направлен в СПТ-90 г. Верхняя Пышма, в связи с чем, именно органы местного самоуправления, в данном случае Администрация <адрес>, совместно с ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по <адрес> обязаны была выявить и вести учет данного несовершеннолетнего, притом, что Администрации ГО Среднеуральск доподлинно было известно в 1997 году о ребенке-сироте Якунине А.А., в связи с его обращениями. По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не требуется. Доводы представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что право истца на получение жилого помещения у него отсутствует, так как он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота и о том, что истец пропустил срок исковой давности, несостоятельны, поскольку право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту проживания у Якунина А.А., относящегося к категории детей-сирот, возникло в силу ст.37 Жилищного кодекса РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий. В данном случае имеют место длящиеся правоотношения по предоставлению лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания на условиях договора социального найма и в соответствии с предусмотренной законом нормой жилой площади. В связи, с чем срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не пропущен. Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за истцом не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, право бесплатной приватизации не использовано. Согласно п.5 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Якунина А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд Р Е Ш И Л: Иск Якунина Алексея Алексеевича к Администрации ГО Среднеуральск, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Администрацию ГО Среднеуральск признать за Якуниным Алексеем Алексеевичем право и осуществить постановку на льготный учет Якунина Алексея Алексеевича, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо, имевшее ранее статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области с целью передачи в муниципальную собственность ГО Среднеуральск, предназначенное для Якунина Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ отдельное изолированное жилое помещение, до 45 квадратных метров общей площади, в пределах ГО Среднеуральск, благоустроенное и отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Администрацию ГО Среднеуральск предоставить по договору социального найма приобретенное и переданное в муниципальную собственность жилое помещение Якунину Алексею Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2012 года. Судья Л.А.Дробышева