Дело № 2-1235/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Верхняя Пышма 2 августа 2012 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Куренко Е.Н., при секретаре Рожковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Верхнняя Пышма, действующего в интересах Головиной Анастасии Анатольевны к администрации Городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Верхняя Пышма обратился в суд с иском в интересах Головиной Анастасии Анатольевны к администрации Городского округа Верхняя Пышма, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, указывая, что прокуратурой города Верхняя Пышма проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Проверкой установлена Головина А.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот, которой до настоящего времени не предоставлено жилое помещение. Головина А.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - ФИО8 лишена родительских прав решением Вернепышминского городского суда Свердловской области от 25.06.2003 года, отец юридически отсутствует. В 2009 году Головина А.А окончила обучение в ГОУНПО Со «Колчеданское профессиональное училище», расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. В органы местного самоуправления по вопросу предоставления жилья Головина А.А. не обращалась. Постановлением главы Городского округа Верхняя Пышма «О включении граждан в списки очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий» Головина А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Головина А.А. жилым помещением не обеспечена. Просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Головиной А.А. благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и передать его в муниципальную собственность Городского округа Верхняя Пышма. Обязать администрацию Городского округа Верхняя Пышма предоставить Головиной А.А. на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, приобретенное за счет средств областного бюджета. В судебном заседании представитель истца - Пахмуллова А.В. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивала на их удовлетворении. По обстоятельствам дела дала объяснения, аналогичные исковому заявлению. Ответчик - представитель администрации ГО Верхняя Пышма - Першина О.В. по доверенности от 13.01.2012 года в судебное заседание не явилась. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования признает, о чем в деле имеется заявление. Ответчик - представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представил суду отзыв, согласно которому исковые требования прокурора города Верхняя Пышма не признает, указывая, что передача приобретенных и распределенных Министерством детям-сиротам жилы помещений в муниципальную собственность осуществляется не Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. С учетом мнения представителя истца, в соответствии с п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации Городского округа Верхняя Пышма. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Головина Анастасия Анатольевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Верхняя Пышма Свердловской области в свидетельстве о рождении которой, в графе «отец» указан ФИО3, в графе «мать» - ФИО4 (л.д. 9). Согласно решению Верхнепышминского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении Головиной Анастасии АнатольевныДД.ММ.ГГГГ ФИО5ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18). В материалах дела имеется Постановление главы МО «Верхняя Пышма» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Головина А.А. включена во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилых условий для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21) следует, что Головина Анастасия Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Статья 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющая целью конкретизации государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 данного Закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов, деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Бюджетам муниципальных образований должны быть предоставлены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно Постановлению Правительства Свердловской области № 1631-ПП от 13.11.2009, функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (ныне Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) с 01.01.2010. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", согласно областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (ныне Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Пунктом 12 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области (ныне Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области(ныне Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Таким образом, обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит на Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лежит в данном случае на администрации ГО Верхняя Пышма. В части разрешения исковых требований прокурора города Верхняя Пышма к Администрации ГО Верхняя Пышма суд исходит из того, что представитель Администрации ГО Верхняя Пышма признала исковые требования в этой части. Предоставление жилья в соответствии с вышеуказанными нормами осуществляется при условии отсутствия закрепленного жилья. Жилого помещения за истцом не закреплялось, на момент подачи искового заявления какого-либо жилого помещения в собственности у истца нет, право бесплатной приватизации не использовано. Судом установлено, что Головина А.А. является по своему социальному статусу ребенком, оставшимся без попечения родителей. Как видно из материалов дела, Головина А.А. зарегистрирована по месту пребывания <адрес> <адрес> <адрес>. Свое право на получение жилого помещения вне очереди за счет средств государства Головина А.А. не использовала. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Верхняя Пышма подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Головиной Анастасии Анатольевны к Администрации ГО Верхняя Пышма, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, об обязании обеспечить жилым помещением удовлетворить. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести жилое помещение до 45 кв.м. общей площади в пределах городского округа Верхняя Пышма, благоустроенное и отвечающее санитарным и иным требованиям с целью передачи жилого помещения предназначенного для Головиной Анастасии Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность администрации ГО Верхняя Пышма. Обязать Администрацию ГО Верхняя Пышма обеспечить Головину Анастасию Анатольевну жилым помещением в виде благоустроенной и отвечающей санитарным и иным требованиям квартиры в пределах городского округа Верхняя Пышма по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнепышминский городской суд в течение одного месяца. Мотивированное решение изготовлено 08.08.2012 года. Судья Е.Н. Куренко