Дело № 2-201\11 Дробный А.И. о признании нуждающимся в получении жилого помещения



Дело № 2-201/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2011 года город Верхняя Пышма

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Панитковой Е.Н.,

при секретаре Зубаревой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробного Александра Ивановича к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании нуждающимся в получении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дробный А.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на учет для получения жилого помещения.

Свои требования обосновывает тем, что он проходил военную службу в Вооруженных силах сначала СССР, в связи с распадом СССР в Вооруженных силах республики Кыргызской Республики. Начал срочную службу при Кирсановском авиационно-техническом училище гражданской авиации. Согласно выписке (по личному составу) из приказа Министерства обороны Кыргызской республики за <данные изъяты> изданного на основании Положения о порядке прохождения воинской службы офицерским составом ВС Кыргизской республики его с военной службы и он подлежал направлению на воинский учет в Среднеуральский РВК Свердловской области. Государственным жилищным сертификатом и жилищной субсидией он не обеспечивался. Согласно данным БТИ по городским округам Верхняя Пышма и Среднеуральск жилья на его имя не имеется. Согласно справке ранее занимаемую жилую площадь в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> он сдал полностью. По прибытию на место направления он встал на воинский учет и в Администрацию городского округа Верхняя Пышма для получения жилой площади как нуждающийся обращался неоднократно, но до настоящего времени ответа не получил.

Истец Дробный А.И. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом требований ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным, и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии неявившегося истца, с участием его представителей.

Представитель истца Дринко А.Д., действующий по доверенности от 10.07.2010 года, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, суду пояснил, что Дробный А.И. проходил воинскую службу в Вооруженных силах сначала СССР, в связи с распадом СССР в Вооруженных силах Кыргызской республики. Он начал службу при Кирсановском авиационно-техническом училище гражданской авиации. Заканчивал службу в звании майора, в должности начальника радиопеленгаторного пункта отдела радиоперехвата и пеленгования 24 отдельного центра радиоэлектронной разведки. Выслуга лет в Вооруженных силах составила 18 лет 8 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 23 года 2 месяца 23 дня. Согласно выписке (по личному составу) из приказа Министра обороны Кыргызской республики № 0247 от 25.09.2003 года Дробного А.И. уволили с военной службы, и он подлежал направлению на воинский учет в Среднеуральский РВК Свердловской области Российской Федерации. Согласно справке командира восковой части № от 02.12.2002 года государственным жилищным сертификатом и жилищной субсидией он не обеспечивался. Согласно данным БТИ по г. Верхняя Пышма и г. Среднеуральск жилой площади на его имя не имеется. Согласно данным территориального управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество Чукойской области г. Токмок и справке Мэрии г. Токмок, Дробный А.И. не имеет бронированной и приватизированной жилой площади и иного жилья на праве собственности. Согласно справке № начальника КЭУ МО КР занимаемую жилую площадь в виде отдельной двухкомнатной квартиры, жилой площадью <данные изъяты> по <адрес> он сдал полностью квартирным органам Министерства Кыргызской Республики. По прибытии на место направления на воинский учет в г. Среднеуральск Дробного А.И. направили в г. Верхняя Пышма. В справке Военного комиссара г. Верхняя Пышма в приказе Министра Обороны Республики Киргизия от 25.09.2003 г. указано, что майор Дробный А.И. подлежит направлению на воинский учет в Среднеуральский РВК Свердловской области. Майор запаса Дробный А.И. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Верхняя Пышма. В г. Среднеуральск нет военного комиссариата, в связи с этим все граждане, прибывающие в запасе, состоят на учете в военном комиссариате г. Верхняя Пышма. Военным комиссариатом выдана справка, подтверждающая, что Дробный А.И. действительно уволен с военной службы по приказу Министра обороны республики Киргизия № 0247 от 25.09.2003 г., по пп. «в» п.103 - по сокращению штатов, т.е. по Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» - соответствует ст. 51 п.2 пп. «а» (по сокращению штатов). Согласно ст. 3 Соглашения между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года, а также ст. 1 и ч. 1 ст.2 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах СНГ от 28.03.1997 г. - не допускается ограничение прав и льгот, установленных нормативными актами СССР. Соглашение от 29.03.1997 года является договором специального характера, дополняющим и конкретизирующим Соглашение от 14.02.1997г. На Дробного А.И. распространяется данное соглашение. Дробный А.И. просит поставить его на учет для реализации права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы либо признать нуждающимся в получении жилья для последующего получения жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства. Для получения жилья необходима постановка на учет в качестве нуждающегося как военнослужащего. На основании ст.ст. 15, 40 Конституции Российской Федерации просит обязать поставить его, как военнослужащего, на учет в качестве нуждающегося на получение жилья для приобретения по избранному после увольнения месту жительства. Ранее дело рассматривалось Верхнепышминским городским судом, было вынесено заочное решение, в котором Дробный А.И. признавался нуждающимся. Россией ратифицировано соглашение с Киргизией, поэтому соглашение распространяется на военнослужащих, которые проходили военную службу в государствах, которые ратифицировали данное соглашение.

В судебном заседании представитель истца Дробный Е.И., действующий по доверенности от 10.07.2010 года, доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Дополнив, что когда распался СССР приезжали представители из Министерства и просили не переезжать, так как были нужны свои люди в Киргизии, утверждали, что все льготы сохранятся. Было обещано, что на момент увольнения, военным в СССР, будет предоставлено жилье в любом месте, куда они приедут. В Авиационном полку - многие сослуживцы Дробного А.И. получили жилье.

Представитель ответчика - администрации городского округа Верхняя Пышма Черемных Е.В, действующая на основании доверенности № 03-02 от 11.01.2011 года, с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что в соответствии с п. 2 ст.15 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, осуществляются за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. В соответствии с п.п. «в» п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года № 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы после 31.12.1994 года, кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31.12.1999 года. Соглашение с Киргизией не ратифицировано до настоящего времени, истец уволен из рядов Киргизской армии в 2003 год, поэтому обязанность по обеспечению его жилым помещением лежала на Киргизии. Просит в удовлетворении исковых требований Дробному А.И. отказать.

Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Свердловской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление (л.д. 141), согласно которому, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, представила отзыв, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президент Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации <данные изъяты> Правительством Российской Федерации <данные изъяты> года принято Постановление <данные изъяты> «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента РФ от <данные изъяты> Программе придан статус президентской.

Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

На момент обращения Дробного А.И. в суд реализовалась Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты>

В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами, и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы» 21 марта 2006 года приняло Постановление № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 гг.».

Постановление Правительства Российской Федерации <данные изъяты> официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в «Собрании законодательства Российской Федерации» - 27 марта 2006 года (№ 13, ст. 1405), в «Российской газете» - 5 апреля 2006 года (№ 69).

Право на получение сертификата в соответствии с пунктом 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).

В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно пункту 2 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации <данные изъяты> необходимыми условиями для включения в списки получателей жилищных сертификатов являются признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и подача им заявления (рапорта).

Следовательно, необходимо установить действительно ли Дробный А.И. обращался по месту службы с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении и если да, то является ли правомерным отказ в постановке на такой учет. И только после этого сделать вывод о правомерности постановки заявителем вопроса о получении жилищного сертификата по избранному после увольнения в запас месту жительства за счет Министерства обороны Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались и в подпункте «б» пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 года № 168.

Государственной финансовой поддержкой обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии со ст. 100 ч. 2 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Таким образом, законодателем внесены изменения, устанавливающие, что условием обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 01 января 2005 года.

В Определении от 16 декабря 2008 года № 1068-О-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 05 апреля 2007 года № 5-П указано, что законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока. Поэтому допустимо введение федеральным законодателем такого условия возникновения права на получение государственных жилищных сертификатов, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке (по личному составу) из приказа Министра обороны Кыргызской республики № от ДД.ММ.ГГГГ Дробного А.И. уволили с военной службы и он подлежал направлению на воинский учет в Среднеуральский РВК Свердловской области Российской Федерации.

Судом установлено, что Дробный А.И. проживал в городе Среднеуральске у родственников.

С рапортом о признании его нуждающимся, по месту работы истец не обращался, с заявлением о признании его нуждающимся в Администрацию Городского округа Верхняя Пышма до 01. января 2005 года не обращался, нуждающимся не признавался. Доказательств обращения истца в Администрацию Городского округа Верхняя Пышма суду представлено не было. Установлено, что в списках очередников в Администрации Городского округа Верхняя Пышма истец не состоит, а, следовательно, исковые требования к Администрации Городского округа Верхняя Пышма удовлетворению не подлежат.

Истец вправе обратиться в администрацию Городского округа Верхняя Пышма с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но на общих основаниях, предусмотренных ст. ст. 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае отказа обжаловать его в суде.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 150 ч. 2, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дробному Александру Ивановичу к Администрации Городского округа Верхняя Пышма о признании нуждающимся в получении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 (десяти) дней через Верхнепышминский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2011 года.

Судья Е.Н. Паниткова