Р Е Ш Е Н И Е г. Верхняя Пышма 12 декабря 2011 года Судья Верхнепышминского городского суда Свердловской области Лукьянец В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Думы городского округа Среднеуральск Черноусова Владимира Андреевича на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 06 октября 2011 года о назначении Черноусову Владимиру Андреевичу<данные изъяты> административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Вышеуказанным постановлением Черноусов В.А., признан виновным в том, что являясь должностным лицом необоснованно препятствовал осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно: в принятии Решения от 29 октября 2009года № 34/3 «О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», в соответствии с которым переданы полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство»: погребение умерших, подготовка могил, ведение книги учета, разрешение на установку надмогильных сооружений, благоустройство кладбищ; наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство») функциями и правами Администрации городского округа Среднеуральск, а именно: право устанавливать специально отведенные места для захоронения Почетных граждан города, Героев Советского Союза, Героев России и других категорий граждан. Черноусов В.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. Указывает, что признание его виновным в совершении правонарушения, установленного ч.1 ст.14.9 КоАП Российской Федерации и назначение ему административного наказания в виде административного штрафа является необоснованным, поскольку не соответствует действующему законодательству. Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Данные положения закреплены пунктом 14 статьи 6 Устава городского округа Среднеуральск, который устанавливает, что вопросами местного значения городского округа является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Специализированная служба по вопросам похоронного дела создается для оказания услуги по гарантированному перечню, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", при этом стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения (п.4 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"). Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле",Указ Президента РФ от 29.06.1996 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» не предполагает конкуренцию по вопросам предоставление гарантированного перечня услуг по погребению умерших, иных ритуальных услуг, а обязывает специализированные службы предоставить гарантированный перечень услуг по погребению умерших, иных ритуальных услуг по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить -погребение умершего. 29 октября 2009 года Решением Думы городского округа Среднеуральск №34/3 было утверждено Положение «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск». Прокуратурой Свердловской области данное Положение было оспорено в Арбитражном суде Свердловской области в части. Дума городского округа Среднеуральск признала Решение №34/3 утратившим силу и 25 марта 2010 года Решением №44/5 утвердила новую редакцию Положения «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск». Данное Решение было опубликовано в Вестнике городского округа Среднеуральск 29 марта 2010 года. 30 марта 2010 года Арбитражный суд Свердловской области производство по делу прекратил. Данное решение не было обжаловано. Пункт 1.1 Положения 44/5 устанавливает, что Положение регламентирует деятельность Администратора кладбища и Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Среднеуральск. Функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Среднеуральск возлагаются на организацию, определенную нормативным актом органа местного самоуправления. Пунктом 1.4 Положения 44/5 устанавливается, что основной деятельностью Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск является предоставление гарантированного перечня услуг по погребению умерших, иных ритуальных услуг, отвечающих современным требованиям по качеству и ассортименту. Дело № 23 АП возбуждено Определением от 11.04.2011 года, то есть по истечении более 12 месяцев с момента устранения всех замечаний со стороны прокуратуры Свердловской области, без учета новой редакции Положения «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск» и изменений в Уставе городского округа Среднеуральск принятых в 2010 году, предоставленных в УФАС по Свердловской области. Просит постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 06 октября 2011года отменитьв связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, производство по делу прекратить. Черноусов В.А. доводы жалобы поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Суду показал, что в настоящее время в Положении спорных пунктов нет. Он по неопытности составил Положение, в котором были допущены ошибки. Ему на это указали, он все устранил. Хотя захоронением занимается еще три организации, благоустройством кладбища занимается только МУП «Городское хозяйство». Защитник Петров С.В. доводы жалобы поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Просит постановление отменить в связи с отсутствием в действиях Черноусова В.А. состава правонарушения, производство по делу прекратить. Считаем, что признание Черноусова виновным в совершении правонарушения необоснованно, не соответствует действующему законодательству. В соответствии с законом муниципальные образования самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В соответствии с ФЗ № 131 п. 16 к вопросам местного значения относится организация мест захоронения. В ФЗ № 8 ч. 2 ст. 25 органами местного самоуправления, создаваемыми органами местного самоуправления и уставом г. Серднеуральск. В данных актов установлено, что отказ специализированной организации в захоронении считается недопустимым, данный указ не предполагает конкуренции. Кроме того, пропущены сроки привлечения Черноусова к административной ответственности, правонарушение было выявлено в 2009 г., а протокол об административном правонарушении составлен только в 2011 г. Даже если срок давности привлечения к административной ответственности один год, то срок все равно пропущен. После принятия Положения оно было оспорено прокуратурой Свердловской области. Дума приняла новое Положение. Дело в арбитражном суде прекратили. В июле направили ответ в УФАС, что все нарушения устранены. 17.05.2010 г. администратор кладбища была уволена. В соответствии с законодательством организация захоронения осуществляется органами местного самоуправления. Дума может возложить эти функции на любое предприятие. МУП осуществляет функции специализированного предприятия. Специализированное предприятие должно хоронить людей бесплатно по первому требованию родственников, если они отказываются хоронить, или есть неопознанный труп, отказывать не вправе. Таких похорон всего 4-6 за год, нам не зачем для этого содержать целое предприятие. Сейчас Положение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, ДД.ММ.ГГГГ было принято новое Положение, где все устранено. Специалист ФИО7 суду показала, что действия председателя Думы г. Среднеуральск не правомерны, Положение о кладбище нарушает антикоррупционное законодательство. Не правильно, то что функции специализированного предприятия по захоронению переданы МУП «Городское хозяйство» и то, что в МУПе введена должность администратора кладбища. МУП «Городское хозяйство» не может осуществлять функции специализированной организации по захоронению, предоставление предприятию такой функции дает ему преимущество перед другими организациями, находящимися на этом рынке. Кроме того, в МУП «Городское хозяйство» введена должность администратора кладбища, такой должности в МУПе не может быть. О правонарушении они узнали в 2009 году, после того как Дума приняла это Положение. Но протокол об административном правонарушении не может быть составлен до заседания комиссии УФАС, после того как на комиссии вынесено решение, было составлен протокол об административном правонарушении. Суд, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, специалиста, проверив материалы дела, находит постановление законным и обоснованным. В соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 23 АП, проведении административного расследования и истребовании сведений от 11 апреля 2011 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации по факту нарушения Думой городского округа Среднеуральск: -ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Думой городского округа Среднеуральск, выразившегося в необоснованном препятствии осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно: в принятии Решения от 29.10.2009года № 34/3 « О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», в соответствии с которым переданы полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство»): погребение умерших, подготовка могил, ведение книги учета, разрешение на установку надмогильных сооружений, благоустройство кладбищ; - ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006года № 135-ФЗ « О защите конкуренции» Думой городского округа Среднеуральск, выразившегося в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство») функциями и правами Администрации городского округа Среднеуральск, а именно: право устанавливать специально отведенные места для захоронения Почетных граждан города, Героев Светского Союза, Героев России и других категорий граждан. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области 11 марта 2011года выносились предписания в адрес Администрации городского округа Среднеуральск и в адрес Думы городского округа Среднеуральск о прекращении нарушений части 1 и части3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 25 апреля 2011года. Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 сентября 2011 г. на основании поступивших в Свердловское УФАС России документов установлено, что должностное лицо Думы ГО Среднеуральск, которое внесло на рассмотрение Думы Решение от 29 октября 2009 г. «О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в ГО Среднеуральск», в соответствии с которым переданы полномочия осуществление деятельности на рынке похоронного дела (МУП «Городское хозяйство» и наделившее специализированную службу по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство) функциями и правами администрации ГО Среднеуральск не определено. Единственным должностным лицом Думы ГО Среднеуральск, ответственным за внесение на рассмотрение Думы Решения от 29.10.2009 № 34/3 «О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в ГО Среднеуральск», в соответствии с которым переданы полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство» и наделившее специализированную службу по вопросам похоронного дела (МУП Городское хозяйство») функциями и правами Администрации ГО Среднеуральск за которые ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность является Председатель Думы городского округа Среднеуральск. Таким образом, в действиях должностного лица - председателя Думы ГО Среднеуральск Владимира Андреевича Черноусова усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, по факту нарушения ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции выразившегося в: - необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно: в принятии Решения от 29.10.2009 № 34\3 «О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», в соответствии с которым переданы полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство»): погребение умерших, подготовка могил, ведение книги учета, разрешение на установку надмогильных сооружений, благоустройство кладбищ; - наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство») функциями и правами Администрации ГО Среднеуральск, а именно: право устанавливать специально отведенные места для захоронения Почетных граждан города, Героев Советского Союза, Героев России и других категорий граждан. Черноусов В.А. в объяснениях указал, что в настоящее время все замечания с юридической точки зрения устранены. За все время работы «Городское хозяйство» права других хозйствующих субъектов нарушены не были, так как они имели доступ на кладбище и работали совместно. Данное решение Дума принимала только исходя из того, чтобы привести порядок на кладбище, так как до этого в лице ФИО9 был бардак. Замечания по предписанию исполнены, нарушения прекращены, что подтверждается представленными документами по количеству захоронений. Виновным себя не признает. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы от 24 февраля 2011 г. признан факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Думой городского округа Среднеуральск, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно: в принятии Решения от 29.10.2009 № 34\3 «О В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий). В нарушение указанной нормы Думой ГО Среднеуральск было принято решение от 29 октября 2009 г. «О положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в ГО Среднеуральск», которым полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела были переданы исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство»), что привело к созданию препятствий в дельности иных организаций, работающих на данном рынке. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и фактически не отрицаются ни Черноусовым В.А., ни его защитником, которые в судебном заседании показали, что в Положении от 29 октября 2009 г. действительно были допущены ошибки, которые были устранены после опротестования данного Положения прокуратурой Свердловской области. Черноусов В.А., являясь председателем Думы ГО Среднеуральск, является должностным лицом ответственным за внесение данного Положения на рассмотрение Думы. Тот факт, что в настоящее время данные нарушения были устранены, не может являться основанием освобождения Черноусова В.А. от административной ответственности. Доводы защитника Петрова С.В. о том, что истек срок давности привлечения Черноусова В.А. к административной ответственности, суд считает необоснованными. В соответствии с. 5 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа и длится один год. Как следует из материалов дела решение Управления Федеральной антимонопольной службы было принято 24 февраля 2011 г. Следовательно, срок давности привлечения Черноусова В.А. к административной ответственности не истек. Наказание Черноусову В.А. назначено в пределах санкции данного закона, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о личности. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется. Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 06 октября 2011 года, которым должностному лицу Черноусову Владимиру Андреевичу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Черноусова Владимира Андреевича - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано прокурором) в Свердловский областной суд в течении 10 суток, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в тот же срок со дня получения (вручения) решения. Судья: В.А. Лукьянец
положении «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск, в соответствии с которым переданы полномочия на осуществление деятельности на рынке похоронного дела исключительно специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство»): погребение умерших, подготовка могил, ведение книги учета, разрешение на установку надмогильных сооружений, благоустройство кладбищ. Признан факт нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Думой городского округа Среднеуральск, выразившегося в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП «Городское хозяйство») функциями и правами Администрации городского округа Среднеуральск, а именно: право устанавливать специально отведенные места для захоронения Почетных граждан города, Героев Советского Союза, Героев России и других категорий граждан. Признан факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией городского округа Среднеуральск ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном в препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно: в бездействии Администрации городского округа Среднеуральск по изданию актов
(постановлений) на осуществление деятельности на рынке оказания ритуальных услуг
на территории городского округа Среднеуральск. Признан факт нарушения ч. 3 ст. 15 «О защите конкуренции», выразившегося в наделении МУП «Городское хозяйство» функциями и правами Администрации городского округа Среднеуральск по организации похоронного дела (погребение), содержанию мест захоронения. Признан факт нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитехш, по управлению имуществом и казной городского округа Среднеуральск и Муниципальным унитарным предприятием «Городское хозяйство)), выразившегося в осуществлении согласованных действий, ведущих к предоставлению МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг на территории городского округа Среднеуральск.