Определение вступило в законную силу 20.08.2010



№11-10/2010 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения.

20 августа 2010 г. р.п. Белый Яр

Верхнекетский районный суд Томской области в составе председательствующего – судьи Давыдчика Я.Ф. при секретаре Трегуб Т.А. с участием:

Истцов: Лузиной Л.А., Бирюковой Е.И., Ситниковой Л.П., Стариковой Г.Н., Горбачевой Н.А., Айдаровой М.И., Королевой Т.А.,

представителя Администрации Верхнекетского района Томской области Медникова Д.А.,

представителя Управления образования Администрации Верхнекетского района Ромашовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Лузиной Людмилы Анатольевны, Бирюковой Екатерины Ивановны, Ситниковой Любови Петровны, Ефремовой Натальи Григорьевны, Стариковой Галины Николаевны, Горбачевой Надежды Анатольевны, Айдаровой Марины Ивановны, Шулевой Ольги Ивановны, Смирнягина Сергея Викторовича, Королевой Татьяны Анатольевны к Администрации Верхнекетского района Томской области, Управлению образования Администрации Верхнекетского района Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о взыскании недополученных денежных средств на содержание приемных детей,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратилась в суд с иском к Администрации Верхнекетского района Томской области о взыскании недополученных денежных средств на содержание приемных детей. Мировым судьей к участию в дело привлечены в качестве соответчиков Управление образования Администрации Верхнекетского района Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

Решением мирового судьи судебного участка Верхнекетского судебного района Томской области от 07 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истцы Ситникова Л.П., Ефремова Н.Г. просят отменить решение мирового судьи, принять новое решение, удовлетворив требования.

В обоснование жалобы истцы указали, что при рассмотрении дела судья формально подошел к установлению истины, не исследовал все обстоятельства дела, не дал им правовой оценки, что повлекло принятие незаконного решения. Судьей не применен п.30 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ №829 от 17.07.1996 года, предусматривающий ежеквартальный перерасчет денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка.

Представитель Администрации Верхнекетского района представил возражении на апелляционную жалобу. В возражение указал, что решение мирового судьи полагает законным. Администрация Верхнекетского района Томской области является ненадлежащим ответчиком. Орган муниципального образования выполняет все обязательства, возложенные законом Томской области. Пособия выплачивались истцам в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Размер пособий установлен Законом Томской области №247 от 15.12.2004 года «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» и составил 4000 рублей без учета районного коэффициента. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы истцам отказать.

Представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в возражениях на апелляционную жалобу указал, что на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленными законами субъектов РФ.

Применение коэффициента индексации к ежемесячной выплате денежных средств приемным семьям на содержание детей или проведение ежеквартального перерасчета выплачиваемых денежных средств законом Томской области №247-ОЗ от 15.12.2004 г. «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)», Семейным Кодексом РФ и законами РФ не предусмотрено. Пункт 30 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ №829 от 17.07.1996 года, возлагал на органы местного самоуправления выделять денежные средства на приемных детей. Указанное положение противоречит ст.34 ГК РФ, в соответствии с которой органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение мирового судьи оставить без изменения, дело рассмотреть без своего участия.

В судебное заседание истцы Шулева О.И., Ефремова Н.Г. не явились, просили дело рассмотреть без их участия, на исковых требованиях настаивали. Истец Смирнягин С.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не поддержал.

Суд решил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

В суде истцы свои требования поддержали, пояснили, что недополучили пособия на содержание детей в приемной семье за период с __/__/____ года по __/__/____ года. Законом Томской области №247-ОЗ от 15.12.2004 года размер опекунского пособия на содержание детей в приемной семье был установлен ниже, чем положено с учетом норм потребления и цен на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь в Томской области. Расчет опекунского пособия необходимо производить в соответствии с п. 30 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 829 от 17.07.1996 года. Размер пособия должен индексироваться ежеквартально, исходя из потребительских цен на товары и услуги по Томской области. Размер пособия в 6000 рублей недостаточен для содержания детей. Просили взыскать с ответчиков задолженность по пособию на содержание детей с учетом индексации. Размер задолженности указан каждым истцом в исковых заявлениях и приложенных расчетах.

Представитель Администрации Верхнекетского района Томской области - Медников Д.А., представитель районного Управления образования Администрации Верхнекетского района- Ромашова Е.М. исковые требования не признали. В суде пояснили, что выполняли все обязательства, возложенные на них законом Томской области, и выплачивали пособие за указанный истцами в их заявлениях период в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств (предоставления местному бюджету из областного субвенций на ежемесячную выплату денежных средств на содержание детей в приемной семье). Выплата денежных средств в большем размере, по их мнению, повлекла бы нецелевое использование денежных средств и нарушение бюджетного законодательства. Размер пособия на содержание детей в приемной семье был установлен Областным законом №247-ОЗ от 15.12.2004 года « О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» и составил 4000 рублей плюс районный коэффициент.

Районное управление образования Администрации является структурным подразделением органа местного самоуправления Верхнекетского района и в свою очередь лишь назначает и выплачивает денежные средства опекунам и попечителям на содержание приемных детей, исполняя обязанности в полном объеме.

Дополнительными соглашениями, заключенными Администрацией Верхнекетского района с приемными семьями, договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью в части, касающейся выплаты ежемесячного пособия на содержание детей, были приведены в соответствие с действующим законодательством. Договорами между приемными семьями и администрацией района, а также действующим законодательством индексация денежных средств на содержание детей в приемных семьях не предусмотрена.

Представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области исковые требования не признал, обосновав возражения в отзыве на исковые заявления, а также в возражениях на апелляционную жалобу.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Судом установлено, что на основании договоров между приемными родителями (истцами) и Администрацией Верхнекетского района Томской области несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, переданы на воспитание в приемные семьи истцов. Договором между сторонами предусмотрен размер пособия на содержание детей в приемной семье, установленный законом № 247-ОЗ от 15.12.2004 года, который составляет 4000 рублей без учета районного коэффициента (с коэффициентом 6000 рублей). Предусмотренные договором пособия истцам в оспариваемый период выплачены в полном размере.

Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абз.2 п.5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленными законами субъекта РФ.

Согласно ч.2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются договором о приемной семье в соответствии с законом субъектов РФ.

Постановлениями Правительства РФ № 842 от 30.12.2006 года и № 944 от 29.12.2007 года предусматривается, что размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекуна или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц.

В статье 2 Закона №247-ОЗ от 15.12.2004 года «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» установлено, что размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка (детей), составляет 4000 рублей на одного ребенка в месяц.

К установленному настоящей статьей размеру денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) и приемной семье на содержание ребенка (детей), применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.

Таким образом судом установлено и сторонами не оспаривается, что ответчики исполняют обязанность по договору о выплате денежных средств на содержание приемных детей в размере, установленном законодательством.

По сути истцы выдвигают требования о перерасчете размера пособия на приемных детей с учетом изменения индекса потребительских цен.

Действующими нормами федерального и областного законодательства, устанавливающими размеры денежных средств на содержание ребенка в приемной семье, не предусмотрено проведение ежеквартального перерасчета установленного размера денежных средств с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги по региону.

Ссылка истцов на п. 30 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 829 от 17.07.1996 года, как на обоснование требований перерасчета средств, получаемых опекунами на содержание приемных детей, несостоятельна.

Указанный пункт Положения о приемной семье, в период его действия до 18.05.2009 года возлагал на органы местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения, выделять на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления должны были, исходя из принимаемых ими решений, выделять денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), должен был пересчитываться ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

Статьей 7 Закона №247-ОЗ от 15.12.2004 года «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» с 01.01.2005 года признана утратившей силу ч.9 ст. 18 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", предоставлявшая право органам местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы и иные виды помощи приемным семьям за счет средств местных бюджетов.

Из анализа указанных нормативных актов следует, что нет установленных законом оснований с 01.01.2005 года требовать с органов местного самоуправления перерасчета денежных средств на содержание приемных детей.

Нормативные правовые акты, которые бы возлагали на Администрацию Верхнекетского района, Управление образования администрации Верхнекетского района или Департамент по вопросам семьи и детей Томской области обязанность по осуществлению перерасчета денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований по осуществлению перерасчета денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), не имеется.

Кроме того, возлагая своим решением такую обязанность на ответчиков, суд вмешался бы в их компетенцию, что является недопустимым, исходя из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Предусмотренных ст. 362-364 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка Верхнекетского судебного района Томской области от 07 июня 2010 года по иску Лузиной Людмилы Анатольевны, Бирюковой Екатерины Ивановны, Ситниковой Любови Петровны, Ефремовой Натальи Григорьевны, Стариковой Галины Николаевны, Горбачевой Надежды Анатольевны, Айдаровой Марины Ивановны, Шулевой Ольги Ивановны, Смирнягина Сергея Викторовича, Королевой Татьяны Анатольевны к Администрации Верхнекетского района Томской области, Управлению образования Администрации Верхнекетского района Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о взыскании недополученных денежных средств на содержание приемных детей оставить без удовлетворения, а апелляционную жалобу Ситниковой Любови Петровны, Ефремовой Натальи Григорьевны - без удовлетворения.

Определение суда вступает в законную силу со дня принятия.

Судья подпись Я.Ф. Давыдчик

ВЕРНО

20 августа 2010 года

Судья: Давыдчик Я.Ф.