О понуждении к совершению действий



Дело № 2-161/ 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Белый Яр 11 ноября 2011 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе:

судьи Песецкой И.Н.

при секретаре Трегуб Т.А.,

с участием помощника прокурора Верхнекетского района Гаврюшковой-Рубчевской А.А.,

представителя ответчика Гуммер А.А. (дов-ть № 20 от 01.02.2011г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнекетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурором Верхнекетского района Томской области (далее по тексту -прокурор, истец) в защиту интересов неопределенного круга лиц предъявлен иск к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» (далее по тексту - МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ», ответчик) о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации -установке пандусов на входе в здание поликлиники, расположенного по адресу <адрес>, с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание поликлиники, установив ответчику разумный срок для совершения указанных действий, но не позднее 01.06.2012 года.

В обоснование заявленного требования прокурор указал в исковом заявлении, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что вход в здание поликлиники Муниципального учреждения здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» (далее-МУЗ «Верхнекетская ЦРБ»), расположенного по адресу <адрес>, не оборудован пандусами, позволяющими инвалидам, использующим кресло-качалку, и другим гражданам с ограниченными возможностями, беспрепятственно пользоваться зданием, которое располагается в трехэтажном здании. Видом деятельности ответчика согласно Уставу является оказание медицинских услуг (доврачебная, амбулаторно-поликлиническая, стационарная медицинская помощь). На основании лицензии, выданной Комитетом по лицензированию Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность. В нарушение социального законодательства об инвалидах, в том числе ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» администрацией МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» каких-либо мер по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание не предприняло. Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В п.3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Бездействие ответчика влечет ограничение прав инвалидов на пользование медицинскими услугами.

В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования частично изменил, представил письменное заявление об изменении исковых требований, в связи с внесением в Устав изменений, полное наименование ответчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница». Просил считать заявление поданным к МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ». Просил изменить ответчику разумный срок для оборудования входа в здание поликлиники, расположенной по адресу <адрес>, пандусами с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание поликлиники до 01.06.2011 года.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Верхнекетского района Гаврюшкова-Рубчевская А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Гуммер А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (действительна по ДД.ММ.ГГГГ), с заявленными требованиями согласился в полном объеме, пояснил, что в настоящее время совместно с Администрацией Верхнекетского района проводится работа по оформлению проектно-сметной документации для проведения строительных работ на территории поликлиники.

Выслушав прокурора, представителя МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что учредителем Муниципального учреждения здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» является Администрация Верхнекетского района. Собственником учреждения является муниципальное образование «Верхнекетский район». Согласно п. 1.5 Устава МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Здание поликлиники расположено по адресу <адрес>.

В свидетельстве о государственной регистрации права серии <адрес> указано, что на основании распоряжения КУМИЗ Администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание по адресу <адрес>, передано МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» на праве оперативного управления.

15.09.2011 г. прокуратурой Верхнекетского района Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МУЗ «Верхнекетская ЦРБ». По результатам проверки составлен акт, в котором указано, что вход в здание поликлиники не оборудован пандусами для обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание поликлиники.

На основании лицензии, выданной Комитетом по лицензированию Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность.

Суду представлен Устав МУЗ «Верхнекетская ЦРБ», утвержденный постановлением Главы Верхнекетского района ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Администрации Верхнекетского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, полное наименование учреждения - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница». Копия Устава МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ» представлена суду.

Видом деятельности ответчика согласно п. 2.2 Устава МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ» является, в том числе осуществление доврачебной, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 9 названного закона предусмотрено, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Как определено в статье 15 этого же закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы, в том числе, на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, федеральным законодательством прямо установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам для пользования их услугами.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В статье 16 Закона Томской области от 10.09.2003 г. «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» (в ред. от 08.04.2011 г.) определено, что исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Статья 16.1 этого же Закона относит к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, объекты и учреждения здравоохранения. В соответствии с п.1 ст.16.2 Закона объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.

Таким образом, отсутствие специальных пандусов для инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, у входа в здание поликлиники нарушает их права на беспрепятственный допуск в это здание социальной инфраструктуры, а потому суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика иск признал в полном объеме. Признание иска ответчиком принято судом в соответствии со ст.ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ), поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает разумным предложенный истцом срок для исполнения решения суда до 01.06.2012 года.

Статья 89 ГПК РФ определяет, что прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу подпункта 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ и ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Верхнекетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» о понуждении к установке пандусов на входе в здание поликлиники удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» оборудовать вход в здание поликлиники, расположенной по адресу <адрес>, пандусами с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание поликлиники в срок до 01.06.2012 года.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Верхнекетская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Верхнекетский район» в сумме 4000 рублей (Четыре тысячи руб. 00 коп.)

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подписано) И.Н. Песецкая

На момент размещения не вступило в законную силу.