Дело № 2-173/2011 год РЕШЕНИЕ И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и р.п. Белый Яр 21 ноября 2011 года Верхнекетский районный суд Томской области в составе: судьи Хаматнуровой О.В., при секретаре Липиной Л.Н., с участием процессуального истца старшего помощника прокурора Верхнекетского района Ветровой Е.Н., истца Олейника Т.А., представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Белоярское городское поселение» - Селезневой Л.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнекетского района Томской области в интересах Олейника Тимофея Александровича к Администрации муниципального образования «Белоярское городское поселение» о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Верхнекетского района Томской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Белоярское городское поселение» (далее по тексту – Администрация Белоярского городского поселения) о возложении обязанности предоставить Олейнику Т.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в соответствии с нормами предоставления, действующими на территории поселения, но не ниже 11 кв. м. общей площади, соответствующего санитарным нормам. В обоснование заявленных требований указал, что Олейник Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец (А.М.) решением Верхнекетского районного суда Томской области от 27.06.2000 года лишен родительских прав, мать (П.В.) умерла в 1999 году. Опекуном ребёнка назначена его тётя – Н.А. При решении вопроса об учреждении опеки над Олейником Т.А. жилое помещение за ним закреплено не было по причине его отсутствия. Решением жилищной комиссии Белоярского городского поселения от 28.05.2009 года № Олейник Т.А. поставлен на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включён в списки детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. За время обучения в средней школе Олейник Т.А. проживал в квартире опекуна, в 2010 году призван в армию. После возвращения из армии, в июне 2011 года вновь обратился в Администрацию Белоярского городского поселения по вопросу внеочередного предоставления жилья, где ему было отказано по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения. 23.09.2011 года Олейник Т.А. обратился в прокуратуру Верхнекетского района с заявлением об оказании ему помощи в получении жилья как лицу из числа детей – сирот, при этом пояснил, что своего жилья не имеет, проживает временно у своего дяди в г. Томске, обучается на дневном отделении в Томском экономико-промышленном колледже. Считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения в течение длительного времени нарушаются гарантированные ст. 40 Конституции РФ и федеральным законодательством права истца на жилище. В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Верхнекетского района Ветрова Е.Н. просила об удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Истец Олейник Т.А. на удовлетворении исковых требований настаивал. Пояснил, что в настоящее время обучается по дневной форме обучения в Томском экономико-промышленном колледже, временно проживает в квартире своего родственника в г. Томске, до настоящего времени состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, которым не обеспечен, прав на иные жилые помещения не имеет. Представитель ответчика Селезнева Л.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объёме, о чём представила письменное заявление. Суду пояснила, что Олейник Т.А. поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении по заявлению его опекуна Н.А., он сам лично обращался в Администрацию Белоярского городского поселения с просьбой предоставить ему жильё, но поскольку свободного жилья у Администрации поселения нет, ему пояснили, будет сделана заявка на получение субвенции, по поступлению денежных средств будет выделено соответствующее жилое помещение. Представитель Управления образования Администрации Верхнекетского района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, с исковыми требованиями согласен. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище. В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 указанной статьи). В соответствии со ст.8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Олейник Т.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Так, Олейник Тимофей Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Отец – А.М., мать – П.В., что подтверждается копиями свидетельства о рождении и паспорта Олейника Т.А. Согласно имеющимся в деле документам, П.В. умерла 02.02.1999 года (свидетельство о смерти I-ОМ № выдано 17 августа 2000 года Верхнекетским отделом Комитета ЗАГС Администрации Томской области), А.М. решением Верхнекетского районного суда Томской области от 27 июня 2000 года лишен родительских прав в отношении сына Олейника Тимофея Александровича. Постановлением Администрации Верхнекетского района Томской области № от 20 марта 2003 года в связи с лишением отца (А.М.) родительских прав и смертью матери (П.В.) Н.А. назначена опекуном несовершеннолетнего племянника Олейника Тимофея Александровича. Согласно решению жилищной комиссии Белоярского городского поселения № от 28.05.2009 года, постановлением Администрации Белоярского городского поселения № от 01.06.2009 года по заявлению опекуна Н.А. подопечный несовершеннолетний Олейник Т.А. поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении. В паспорте гражданина РФ Олейника Т.А. имеются отметки о том, что до 22 мая 2006 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. (по месту жительства опекуна Н.А.), 22 мая 2006 года снят с регистрационного учёта, 07 июля 2006 года поставлен на учёт в <адрес> (ОГУ <адрес> детский дом»), 23 января 2009 года снят с регистрационного учёта и 01.11.2011 года зарегистрирован в <адрес> (по месту жительства родственников). Олейник Т.А. не имеет в собственности объектов недвижимости, что подтверждаются уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 октября 2011 года, выданным Колпашевским отделом Управления Росреестра по Томской области, справкой Верхнекетского отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от 14.04.2011 года. Доказательств обратному ответчик не представил. По состоянию на 01.07.2011 год Олейник Т.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Белоярском городском поселении, включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, под номером 16. Олейник Т.А. является студентом первого курса с 01 сентября 2011 Томского экономико-промышленного колледжа, что подтверждается представленной справкой образовательного учреждения. Из письменного объяснения Н.И. от 27 сентября 2011 года следует, что с 20 марта 2003 года она была опекуном племянника Олейника Т.А., при учреждении опеки за ним не было закреплено никакое жильё и Тимофей жил в её квартире до окончания средней школы. В 2010 году был призван на службу в армию, в июне 2011 года вернулся, лето жил у неё, а к осени решил поехать учиться в <адрес>. Поступил в Томский экономико-промышленный колледж, проживает сейчас на квартире у своего дяди Ю.М. в <адрес>. После возвращения из армии обращался в Белоярское городское поселение по поводу жилья, но там ему отказали по причине отсутствия в бюджете денежных средств. 12 июня 2010 года Олейник Т.А. был призван на военную службу и направлен в воинскую часть, 15 июня 2011 года уволен с военной службы, что подтверждается копией военного билета Олейника Т.А. Анализируя представленные в обоснование исковых требований доказательства суд приходит к выводу, что Олейник Т.А., относящийся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающийся в жилом помещении, в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, после прекращения над ним опеки в 2010 году, а позднее окончивший службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления поселений в с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст.3 Закона). В соответствии с Постановлением Главы Верхнекетского района Томской области от 28 декабря 2007 года № 1147 «Об утверждении Порядка исполнения государственных полномочий по расчёту и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закреплённого жилого помещения» исполнение государственных полномочий по расчёту и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закреплённого жилого помещения, переданных муниципальному образованию «Верхнекетский район», осуществляет Управление образования Администрации Верхнекетского района. Приказом Управления образования Администрации Верхнекетского района от 04.08.2008 года № 153 утверждено Положение о комиссии по распределению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закреплённого жилого помещения. В соответствии с данным Положением основной функцией комиссии является распределение денежных средств на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закреплённого жилого помещения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения (минимальный размер, определяемый общую площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилым помещением и других факторов. Решением Совета Белоярского городского поселения от 28.09.2007 года № 094 «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании «Белоярское городское поселение» не менее 11 квадратных метров для одиноко проживающего человека. Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. Поскольку Администрация Белоярского городского поселения является надлежащим ответчиком, наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ, суд находит требование о внеочередном предоставлении жилого помещения Олейнику Т.А. подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, обратившихся к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. Как следует из материалов дела, основанием обращения прокурора с заявлением в суд, является защита законных социальных прав Олейника Т.А., как лица, оставшегося без попечения родителей, и обратившегося к прокурору Верхнекетского района с заявлением. Ответчик иск признал. Признание иска ответчиком принято судом в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. На основании ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Верхнекетского района Томской области в интересах Олейника Тимофея Александровича к Администрации муниципального образования «Белоярское городское поселение» о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Белоярское городское поселение» предоставить Олейнику Тимофею Александровичу вне очереди жилое помещение в соответствии с нормами предоставления, действующими на территории поселения, но не менее 11 квадратных метров общей площади, соответствующее санитарным нормам на условиях договора социального найма. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подписано) О.В. Хаматнурова На момент размещения не вступило в законную силу.