Дело № 2-52/2011 год
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Белый Яр 22 апреля 2011 года
Суд в составе председательствующего – судьи Верхнекетского районного суда Томской области Давыдчика Я.Ф. при секретаре Трегуб Т.А. с участием:
истца Пичугиной О.С.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области Пановой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пичугиной Олеси Сергеевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области о возложении обязанности по направлению средств материнского капитала на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Пичугина О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области о возложении обязанности на ответчика направить средства материнского капитала, на основании государственного сертификата ### от __/__/____ года, в порядке, предусмотренном п. 10(1) Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862.
В процессе рассмотрения дела истец Пичугина О.С. представила письменные уточнения исковых требований и просила суд обязать ответчика направить ей средства материнского капитала, на основании государственного сертификата ### от __/__/____ года, в порядке, предусмотренном п. 10 (1) Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862., на строительство жилой пристройки к квартире, расположенной по адресу: ______.
В обоснование заявленных требований истица в судебном заседании пояснила, что в связи с рождением второго ребёнка __/__/____ года она получила право на государственную поддержку, предусмотренную Федеральным законом РФ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», т.е. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данный государственный сертификат ею был получен __/__/____ года. Используя своё право на распоряжение материнским капиталом, она обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области. В заявлении указала, что использование материнского капитала ей необходимо на улучшение жилищных условий, а именно на реконструкцию принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: ______.
Квартира представляет собой изолированное жилое помещение в двухквартирном деревянном одноэтажном доме, общей площадью 37 кв.м.. Семья состоит из четырёх человек, площадь квартиры недостаточная. Она с мужем приняли решение расширить свою жилую площадь путём постройки капитальной и тёплой пристройки к квартире, то есть решили провести реконструкцию своего жилого помещения.
__/__/____ года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области приняло решение об отказе в удовлетворении её заявления о распоряжении средствами материнского капитала по причине того, что п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий предусматривает направление материнского капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, которым, по мнению ответчика, исходя из положения части 3 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ, ее квартира не является.
Считает, что решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области от __/__/____ года нарушает её право и право её детей на дополнительную государственную гарантию по улучшению жилищных условий, ставит её в неравные дискриминационные условия, когда одни семьи, имея земельный участок, беспрепятственно строят на них жильё и реконструируют его, а другие, имея такие же архитектурно-строительные и имущественные условия, не могут этого сделать.
Представитель ответчика Панова Н.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что истица __/__/____ года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств на улучшение жилищных условий (строительство жилой пристройки к квартире) в сумме 169 430 рублей 18 копеек.
По результатам рассмотрения заявления и всех приложенных к нему документов ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области вынесло решение от __/__/____ года об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на п. 2 и п. 10 (2) Правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862. Считает, что данное решение принято законно и обоснованно, так как средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на строительство и реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, а таким объектом в соответствии с ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ могут быть только отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, тогда как в разрешении на строительство, выданном Администрацией Белоярского городского поселения Пичугиной О.С. указано, что разрешается строительство жилой пристройки к квартире. В связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования истца Пичугиной О.С. подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В силу п.2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" раскрыто понятие дополнительных мер поддержки (п.1 ст.2) - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
В соответствии п.1 ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
В силу п.п. 1 п.3 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе по улучшению жилищных условий.
Согласно п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 (далее – Правила) лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).
В соответствии с п. 10 (1) указанных выше Правил средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:
а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 (2) Правил, предусмотрено, что для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с п.п. «а» п. 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в п.6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
Из справки о составе семьи от __/__/____ года ### следует, что Пичугина Олеся Сергеевна, __/__/____ года рождения, проживает с мужем ВО по адресу: ______ и имеет двоих детей: АВ, __/__/____ года рождения, и СВ, __/__/____ года рождения. Рождение двоих детей подтверждается также копиями свидетельств о рождении детей.
Суду представлена копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии ###, выданного Пичугиной Олесе Сергеевне __/__/____ года, из которого следует, что истица имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 267 500 рублей.
Судом установлено, что истица проживает с семьёй по указанному адресу в двухкомнатной квартире, которая принадлежит им на праве общей долевой собственности, размер доли каждого члена семьи составляет 1/3. Квартира расположена на земельном участке площадью 1102 кв.м., который также принадлежит всем членам семьи истицы на праве общей долевой собственности. Квартира представляет собой изолированное жилое помещение в двухквартирном деревянном одноэтажном доме, общей площадью 37 кв. м.. Данный факт подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права на квартиру и земельный участок, выпиской из технического паспорта здания на квартиру ###, представленной Томским областным центром технической инвентаризации и выпиской из финансового лицевого счёта Администрации Белоярского городского поселения ### от __/__/____ г..
Из пояснений Пичугиной О.С. следует, что в настоящее время жилое помещение площадью 37 кв.м. для семьи из четырёх человек неприемлемо, в связи с чем они с супругом приняли решение расширить жилплощадь путём строительства на своём земельном участке капитальной и тёплой пристройки к квартире, т.е. её реконструкцию. В этих целях ею получено разрешение Администрации Белоярского городского поселения на строительство жилой пристройки в квартире.
В соответствии с решением совета Белоярского городского поселения от __/__/____ года в муниципальном образовании установлена учетная площадь жилого помещения равная 10 м.кв. на одного члена семьи. Семья Пичугиных имеет жилую площадь менее учетной (9,25 м.кв. на 1 члена семьи) и имеет право на улучшение своих жилищных условий.
Суду представлен градостроительный паспорт земельного участка по адресу: ______, в котором имеется разрешение Администрации Белоярского городского поселения на строительство жилой пристройки к квартире, градостроительный план земельного участка, из которого следует, что планируется строительство капитального объекта и вспомогательного объекта общей площадью 63 кв.м., т.е. в результате осуществления строительства капитальной пристройки к квартире и объекта вспомогательного назначения общая площадь жилого помещения истицы увеличится на 63 кв.м., что безусловно свидетельствует об улучшении жилищных условий семьи Пичугиной в результате осуществления указанной реконструкции квартиры истицы.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку увеличение жилой площади дома за счет строительства пристройки можно рассматривать как улучшение жилищных условий, средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы для строительства пристройки к жилому дому.
Доводы ответчика о том, что средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы только на строительство и реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, а квартира истицы таким объектом в соответствии Градостроительным Кодексом РФ не является, так как она не является отдельно стоящим жилым домом, суд считает несостоятельными.
Пунктом 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 предусмотрено, что лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации.
Исходя из содержания данной нормы нельзя сделать вывод, что право на строительство и реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства могут иметь получившие сертификат лица, которые проживают в отдельно стоящих жилых домах, как толкует данную норму ответчик, тогда как лица, также имеющие право на получение государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала и проживающие не в отдельно стоящих жилых объектах, а в двух и трёх квартирных домах, также расположенных на принадлежащих им земельных участках, такого право не имеют, так как в данном случае будет иметь место нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, что противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации. То есть в данном случае положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не применимы.
Часть 3 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ, на положение которой ссылается ответчик в обоснование своих возражений, определяет требования к проектной документации при осуществлении строительства и не может быть применена к отношениям, возникшим между истцом и ответчиком.
Однако, Градостроительный Кодекс РФ в п.14 ч.1 ст.1 содержит понятие реконструкции, которое означает изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Указанное понятие реконструкции, по мнению суда, полностью соотносится с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и намерениями истца в отношении своей квартиры.
Руководствуясь Федеральным Законом РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" №256-ФЗ от 29.12.2006 г., Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области направить Пичугиной Олесе Сергеевне средства материнского капитала (государственный сертификат серии ### от __/__/____ года) в порядке, предусмотренном п. 10 (1) Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862, на строительство жилой пристройки к квартире, расположенной по адресу: ______.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда с подачей кассационной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подписано Я.Ф. Давыдчик
На момент размещения не вступило в законную силу.