<данные изъяты> Дело № 2-124/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Верхний Услон ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бариева Р.Г.,
при секретаре Батмановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Макаровой В.В. на неправомерные действия должностных лиц,
У с т а н о в и л:
Макарова В.В. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия администрации Верхнеуслонского района РТ, указав, что 13 марта 2009 года в с. Нижний Услон в результате пожара сгорел дом и все имущество заявителя. 02 апреля 2009 года отец заявителя Макаров В.М. обратился к Главе администрации Верхнеуслонского района РТ Осянину В.Г. с просьбой оказать материальную помощь и предоставить временное жилье их семье. В ответе было указано, что предоставить жилье нет возможности, о материальной помощи не было ответа. 04 мая 2009 года Макаров В.М. обратился за помощью к президенту России Медведеву Д.А., данное обращение было направлено в Кабинет Министров РТ. 30 июля 2009 года на свое обращение к Президенту был получен ответ от руководителя исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ, в котором было указано, что свободного жилья на территории Нижнеуслонского сельского поселения нет, для оказания материальной помощи необходимо обратиться в отдел социальной защиты, для постановки на учет для улучшения жилищных условий необходимо обратиться в отдел по строительству, ЖКХ, связи и энергетике Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ. 17 ноября 2009 года Макаров В.М. вновь обратился к Главе администрации Верхнеуслонского муниципального района РТ о признании их семьи малоимущей и поставить семью на учет в качестве нуждающейся в государственной социальной помощи и на учет в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма. Ответа на данное обращение не было. 13 сентября 2009 года у заявителя родился сын Макаров А.А., которого заявитель воспитывает одна. Приобрести жилье на собственные средства заявитель не может. В настоящее время заявитель со своим сыном и родителями снимают квартиру в Зеленодольском районе РТ в пос. Осиново. Заявитель дважды обращалась к Президенту РТ за помощью, на что получила ответ от руководителя Исполкома Верхнеуслонского района РТ с рекомендацией обратиться в Исполком Нижнеуслонского сельского поселения. Руководство Верхнеуслонского района РТ безответственно и безнаказанно нарушает Конституцию РФ, федеральные и республиканские законы, своими действиями и используя свои полномочия, лишает права заявителя и ее семьи на само существование. Председатель Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ Тимофеев А.П. и руководитель Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ Зиатдинов М.Г. своими незаконными действиями препятствуют постановке семьи заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилье по договорам социального найма, в связи с чем истец просит признать незаконными действия Главы района, Председателя Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ Тимофеева А.П., признать незаконными действия руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ Зиатдинова М.Г. Восстановить конституционные права семьи заявителя на государственную социальную помощь, как погорельцам, которые лишились собственного жилого дома и всего нажитого имущества, а именно обязать Исполком Верхнеуслонского муниципального района РТ поставить семью заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилье по договорам социального найма, признать семью заявителя малоимущей, так как в результате пожара сгорел не только дом, но и все имущество и вся одежда. Обязать Главу администрации Верхнеуслонского муниципального района РТ Тимофеева А.П. и руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ Зиатдинова М.Г. исполнять Конституцию РФ, Жилищный кодекс РФ, федеральный закон от 02 мая 2006 года №590-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, заявление поддержал.
Представитель Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ жалобу просил оставить без удовлетворения.
Представитель Исполкома Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ жалобу не поддержал.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии о ст. 52 Жилищного кодекса РФ, 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда…
Согласно ст. 6 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан, подписанное всеми проживающими совместно с заявителем дееспособными членами семьи (далее - заявление).
Согласно ст. 9 данного закона, граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…
Согласно п.7 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", в порядке следует отразить, что учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме Макарова В.М., расположенного по адресу: <адрес> РТ, о чем свидетельствует справка ОГПН по Верхнеуслонскому МР УГПН ГУ МЧС России по РТ (л.д7). Согласно данной справки, в результате пожара огнем уничтожено строение жилого дома и домашнее имущество.
В соответствии со справкой Исполкома Нижнеуслонского сельского поселения №103 от 01 июня 2009 года, по указанному адресу прописаны Макаров В.М., Макарова И.И., Макарова В.В. (л.д.12).
Согласно данным Нижнеуслонского сельского поселения, семья Макарова В.М. построила на своем участке баню и проживала в ней в летний период 2009 года, о чем представитель заявителя в суде не отрицал.
С 01 августа 2009 года до 01 сентября 2010 года семья заявителя проживала в <адрес>, о чем свидетельствует договор найма жилого помещения от 01 августа 2009 года (л.д.8-11).
ДД.ММ.ГГГГ Макарова В.В. родила сына Макарова А.А., о чем свидетельствует свидетельство о рождении серии 11-КБ № (л.д.14).
По сведениям Нижнеуслонского сельского поселения, в настоящее время по адресу: <адрес> РТ прописаны 4 человека: Макаров В.М., Макарова И.И., Макарова В.В., Макаров А.А.
По пояснениям представителя заявителя, Макаров В.М. неоднократно обращался к Главе администрации Верхнеуслонского района РТ, руководителю исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ с просьбой оказать материальную помощь и предоставить семье заявителя временное жилье. Кроме того, заявитель неоднократно обращался к Президенту РТ и РФ с просьбой о помощи в получении жилья по договорам социального найма, обязании администрации Верхнеуслонского района РТ поставить семью заявителя на учет как нуждающейся в жилье по договорам социального найма, выделении временного жилья, о чем свидетельствуют заявления Макаровой В.В. в материалах дела.
Руководитель Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ в письме Макарову В.М. №1526 от 18 июля 2009 года сообщил, что на территории Нижнеуслонского сельского поселения нет свободного жилья, для оказания материальной помощи необходимо обратиться в отдел социальной защиты Верхнеуслонского района РТ, а для постановки на учет для улучшения жилищных условий необходимо обратиться в отдел по строительству, ЖКХ, связи и энергетике Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ.
Согласно данным Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ, Макаровым была оказана материальная помощь в размере 10 000 рублей через отдел социальной защиты района, о чем представитель заявителя не отрицал (протокол судебного заседания от 28 января 2011 года л.д.37 оборот).
В письме и.о. руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ №1686 от 09 июля 2010 года Макаровой В.В. было сообщено, что на территории Верхнеуслонского муниципального района РТ реализуется Национальный проект «Доступное жилье - гражданам России», которое предусматривает его исполнение по трем направлениям за счет средств РФ и РТ: 1. Программа «Социальное развитие села до 2012 года» по категориям - граждане, молодые семьи и молодые специалисты. 2. Программа «Обеспечение жильем молодых семей в РТ». 3. Программа «Социальная ипотека». Кроме того, в данном письме было указано, что по вопросу предоставления жилья по договорам социального найма рекомендуется обратиться в Исполком Нижнеуслонского сельского поселения.
В письме руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ №ИСХгр-206/156 от 18 августа 2010 года, Макаровой В.В. вновь было сообщено, что по вопросам предоставления жилья по договорам социального найма и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма, необходимо обратиться в Исполком Нижнеуслонского сельского поселения.
В письме руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ №ИСХгр-589/864 от 03 декабря 2010 года, также было сообщено Макаровой В.В., что постановка граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие право состоять на учете и рекомендовано обратиться в Нижнеуслонское сельское поселение (л.д.20).
По пояснениям руководителя Исполкома Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, ни Макаров В.М., ни Макарова В.В. с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма, а также предоставления жилья по договорам социального найма, не обращались.
По пояснениям представителя Исполкома Нижнеуслонского сельского поселения, в Нижнеуслонском сельском поселении свободных жилых помещений не имеется. На балансе поселения имеется 7 домов и все они заняты, о чем свидетельствуют акты приема-передачи государственного имущества - жилищного фонда в муниципальную собственность Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ №081-332 от 23 октября 2006 года и №081-8888 от 29 декабря 2007 года. В случае подачи заявления о постановке на учет семьи заявителя для улучшения жилищных условий, сельское поселение обратилось бы с ходатайством в Исполком Верхнеуслонского муниципального района РТ, однако данных действий заявителем предпринято не было.
По пояснениям представителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ Бурдиной Т.Н. - секретаря общественной жилищной комиссии на момент обращения заявителя, Макарова В.В. обратилась с документами об улучшении жилищных условий как пострадавшая от пожара, однако не написала заявления в отдел по строительству, ЖКХ, связи и энергетике Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ. Кроме того, Макарова В.В. не представила соответствующих документов для постановки ее на учет по программе «Социальное развитие села до 2012 года». От программы «Социальная ипотека»Макарова В.В. отказалась.
На обращение Макаровой В.В. в общественную приемную Верхнеуслонского муниципального района РТ по вопросу улучшения жилищных условий также был дан ответ в письме первого заместителя руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района РТ №ИСХгр-385/50 от 25 октября 2010 года, в котором указано, что варианты по улучшению жилищных условий предложены по программе «Социальное развитие села до 2012 года», но заявителем не было представлено соответствующих документов и не соблюдены условия вступления в программу (л.д.18).
При таких обстоятельствах и с учетом действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения данной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении жалобы Макаровой В.В. на неправомерные действия должностных лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Верхнеуслонский районный суд РТ.
Судья: подпись
<данные изъяты>