Дело №2-137/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Село Верхний Услон 24 февраля 2012 года Республики Татарстан Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи О.М.Тюфтиной, с участием прокурора Р.Р.Гатауллина, при секретаре Т.В.Батмановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнеуслонского района РТ к муниципальному унитарному предприятию «Соболевское» об обязании разработать и утвердить проект, благоустроить территорию зоны санитарной охраны источника водоснабжения, у с т а н о в и л: Прокурор Верхнеуслонского района РТ обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Соболевское» об обязании разработать и утвердить проект, благоустроить территорию зоны санитарной охраны источника водоснабжения, в обосновании указав, что прокуратурой Верхнеуслонского района РТ проведена проверка соблюдения санитарных правил при эксплуатации водонапорных скважин, расположенных в границах Верхнеуслонского муниципального района РТ. Согласно ст.37 Водного кодекса РФ, водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей. Статья 55 содержит основные требования к охране водных объектов, согласно которым при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Материалами проверки установлено, что в ведении Исполкома Соболевского сельского поселения имеется скважина, расположенная на ул. Луговая с. Чулпаниха. В целях выполнения работ по оказанию коммунальных услуг и извлечения прибыли создано муниципальное унитарное предприятие «Соболевское» Соболевского сельского поселения. Согласно объяснениям главы Соболевского сельского поселения, предприятие производит добычу питьевой воды из указанной скважины для удовлетворения потребностей населения с. Чулпаниха. Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта… Однако в нарушение указанных норм, деятельность по водоснабжению населения осуществляется МУП «Соболевское» без разработанного в установленном порядке проекта ЗСО источника питьевого водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая с. Чулпаниха, объект не благоустроен в соответствии с 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения водного объекта и влекут угрозу жизни и здоровью жителей с. Чулпаниха, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор просит обязать МУП «Соболевское» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая, с. Чулпаниха Верхнеуслонского района РТ в срок до 01 сентября 2012 года. Обязать МУП «Соболевское» благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая, с. Чулпаниха Верхнеуслонского района РТ в соответствии с п.2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 сентября 2012 года. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Ответчик - представитель МУП «Соболевское» в суд не явился, надлежащим образом извещены, о чем имеется расписка, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением заочного решения. Прокурор не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика. Третье лицо - представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Зеленодольском районе и г.Зеленодольске в суд не явился, надлежащим образом извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ, водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах… В соответствии со ст.37 указанного кодекса, водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей. В соответствии со ст.43 указанного кодекса, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст.55 указанного кодекса, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно п.3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. Установлено, что 08 февраля 2010 года создано муниципальное унитарное предприятие «Соболевское». Также утвержден устав МУП «Соболевское» (л.д.13-14). Согласно п.1.6 указанного устава, МУП «Соболевское» несет ответственность, установленную законодательством РФ за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества - Исполкомом Соболевского сельского поселения, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами. Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 08 февраля 2010 года и акту приема-передачи имущества, скважина, расположенная в с. Чулпаниха, передана на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Соболевское» (л.д.8-11). Решением Верхнеуслонского районного суда РТ от 21 декабря 2011 года удовлетворены исковые требования прокурора, на МУП «Соболевское» возложена обязанность получить лицензию на право пользования недрами при добыче подземной воды из глубинной скважины, расположенной в с. Чулпаниха Верхнеуслонского муниципального района РТ. Актом прокурора и представителя Роспотребнадзора по РТ от 19 января 2012 года (л.д.5) и фотографией в материалах дела (л.д.6) установлено, что в черте населенного пункта Чулпаниха Верхнеуслонского района РТ, в зарослях кустарников и деревьев находится артезианская скважина. Скважина не имеет павильона, подъездных путей, доступ к скважине не очищен от снега. Территория зоны санитарной охраны первого пояса скважины не ограждена, не обеспечена охраной. Кроме того, письменные объяснения главы Соболевского сельского поселения подтверждают, что артезианская скважина не соответствует санитарным нормам и правилам, а именно: на территории артезианской скважины не разработан пояс ЗСО, отсутствует проект ЗСО, объект не огорожен, не обеспечен охраной. Учитывая изложенное, суд считает, что деятельность по водоснабжению населения осуществляется МУП «Соболевское» без разработанного в установленном порядке проекта ЗСО источника питьевого водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая с. Чулпаниха, объект не благоустроен в соответствии с 2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. Данные нарушения создают угрозу загрязнения водного объекта и влекут угрозу жизни и здоровью жителей с. Чулпаниха. При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Верхнеуслонского района РТ к муниципальному унитарному предприятию «Соболевское» об обязании разработать и утвердить проект, благоустроить территорию зоны санитарной охраны источника водоснабжения удовлетворить. Обязать МУП «Соболевское» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая с. Чулпаниха Верхнеуслонского района РТ в срок до 01 сентября 2012 года. Обязать МУП «Соболевское» благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной на ул. Луговая с. Чулпаниха Верхнеуслонского района РТ в соответствии с п.2.4.2, 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 сентября 2012 года. Сторона, не присутствующая в судебном заседании вправе подать заявление о пересмотре заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: О.М.Тюфтина