Дело №2-376/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Село Верхний Услон 13 июля 2012 года Республики Татарстан Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи О.М.Тюфтиной, с участием прокурора И.И.Нафикова, при секретаре Т.В.Батмановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к крестьянскому (фермерскому) хозяйству Кожомжарова Р.Н. о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, биологических отходов, продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, у с т а Н о в и л: Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству Кожомжарова Р.Н. о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, биологических отходов, продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, в обосновании указав, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства Кожомжарова Р.Н.. Проверкой установлено, что основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Кожомжарова Р.Н. является животноводство. В целях осуществления хозяйственной деятельности эксплуатируется животноводческая ферма, расположенная в н.п. Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района РТ. При обследовании территории, прилегающей к животноводческой ферме выявлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, именно: отходы производства и потребления (мусор из жилищ, древесные отходы, бой кирпича, отходы пластика, полиэтилена) размещены в 10 м от водонапорной башни на площади 30 кв.м, общим объемом 1 куб.м; в 5 м от коровника, площадью 709, 3 кв.м, размещены отходы металлолома, загрязненной древесины на площади 36 кв.м, общим объемом 3 куб. м; в 12 м от коровника, площадью 770, 5 кв.м. на площади 60 кв. м общим объемом 1 кв.м размещены отходы в виде боя кирпича. На расстоянии 20 м от водозабора, снабжающего питьевой водой н.п. Кызыл-Байрак, расположен надворный туалет без водонепроницаемого выгреба. Кроме того, вся территория, прилегающая к объекту, захламлена продуктами жизнедеятельности животных, останками трупов животных (череп, кости). Факт организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, биологических отходов, продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, надворного туалета без водонепроницаемого выгреба является грубым нарушением действующего природоохранного законодательства. Таким образом, ответчиком организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов биологических отходов, продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и надворного туалета без водонепроницаемого выгреба. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В целях устранения потенциальной экологической опасности ответчик должен ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов биологических отходов и продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. Согласно п. 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 № 13-7-2/469 данные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что незаконная деятельность ответчика по организации несанкционированной свалки приводит к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем, что неизбежно повлечет за собой нарушение нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих либо находящихся в зоне размещения свалки и возникновению угрозы катастрофического ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в данной местности.Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием, в связи с чем прокурор просит в месячный срок с момента вступления в силу решения суда обязать крестьянское (фермерское) хозяйство Кожомжарова Р.Н. к исполнению в натуре обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, а именно: отходов производства и потребления (мусор из жилищ, древесные отходы, бой кирпича, отходы пластика, полиэтилена) размещенных в 10 м от водонапорной башни на площади 30 кв.м., общим объемом 1 куб.м; отходов металлолома, загрязненной древесины на площади 36 кв.м, общим объемом 3 куб. м, размещенных в 5 м от коровника, площадью 709, 3 кв.м; отходов в виде боя кирпича на площади 60 кв. м общим объемом 1 кв.м., размещенных 12 м от коровника, площадью 770, 5 кв.м, биологических отходов (череп, кости) и продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, организованной на территории прилегающей к животноводческой ферме, расположенной в н.п. Кызыл-Байрак Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ. Оборудовать водонепроницаемым выгребом надворный туалет, расположенный на расстоянии 20 м от водозабора, снабжающего питьевой В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Ответчик - глава КФХ Кожомжаров Р.Н. исковые требования прокурора признал частично. Третьи лица - представитель Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов, представитель Управления Россельхознадзора по РТ в суд не явились, надлежащим образом извещены. От них поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, ответчика, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду… В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды… В соответствии со ст. 34 указанного закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2.2, п.3.2 СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания… В соответствии со ст.18 Закона РФ «О ветеринарии», владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства… В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 N 19 "О введении в действие Санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01", санитарная охрана подземных вод осуществляется при: осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения… Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты… Не допускается: захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целях… В соответствии с п.1.1, 1.4 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). Установлено, что начальником отдела госветинспекции Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ, госинспектором отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по РТ проведено выездное обследование КФХ «Тулпар», расположенного на территории п. Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района РТ, о чем свидетельствует акт обследования от 17 апреля 2012 года (л.д.14). Согласно данному акту, вокруг территории фермы отсутствует ограждение, территория фермы захламлена навозом, на территории фермы обнаружены останки трупов животных (череп, кости), в хозяйстве не имеется биотермическая яма, отсутствует договор на утилизацию биологических отходов. Согласно акту экологического обследования состояния территорий, составленного государственным инспектором СИ Центрального территориального управления от 17 апреля 2012 года, на территории фермы в п. Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района РТ на момент обследования деятельность не ведется, имеется два здания для держания скота, один гараж, одно здание для работников. Также на территории фермы, около недействующей водонапорной башни на площади объемом 30 кв.м. объемом 1 куб. м. несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Около карды на площади 36 кв.м. объемом 3 куб.м. несанкционированное размещение отходов производства и потребления, отходы металлолома, отходы линолеума, отходы древесины. Также на площади 60 кв.м. отходы кирпича. Вся территория фермы замусорена мелким мусором, навозом, металлоломом (л.д.15). Согласно информации о материалах проверки деятельности КФХ «Кожомжаров», в части соблюдения санитарного законодательства, по обращению жителей д. Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района РТ, на расстоянии 20 м. от водозабора находится надворный туалет без водонепроницаемого выгреба, организована стихийная свалка твердых бытовых отходов, отходов трупов животных (кости, шкурки и др.). Вся прилегающая к водозабору территория загрязнена продуктами жизнедеятельности животных (твердыми и жидкими отходами), не предусмотрен отвод поверхностных талых и ливневых вод с территории животноводческих помещений, что не допускается п.п.3.2.1.2, 3.2.3 Сан Пин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п.3.1.-3.2., 3.7. СП 2.1.5.1059-01. Согласно письменным объяснениям Кожомжарова Р.Н. от 24 апреля 2012 года, ответчик не отрицал, то территория, прилегающая к животноводческой ферме, захламлена продуктами жизнедеятельности животных, останками трупов животных (череп, кости), отходами производства и потребления, об отсутствии ограждения вокруг фермы, необеспеченности утилизации биологических отходов (л.д.17). 24 апреля 2012 года в отношении главы КФХ Кожомжарова Р.Н. возбуждены производства об административных правонарушениях по ст.8.2 и ст.10.6 ч.1 КоАП РФ (л.д.19-21). Также в материалах дела имеются фотоматериалы, подтверждающие захламленность территории КФХ Кожомжарова (л.д.22). В судебном заседании Кожомжаров Р.Н. пояснил, что практически все убрал с территории КФХ - возле водонапорной башни мусор, металлолом. Осталось убрать бой кирпича, навоз. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что свалка твердых бытовых отходов, биологических отходов и продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, приводит к загрязнению окружающей природной среды, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку Казанская межрайонная природоохранная прокуратура при подаче иска в суд освобождается от уплаты государственной пошлины, то сумма государственной пошлины в размере 4000 рублей подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кожомжарову ФИО7 удовлетворить. Обязать крестьянское (фермерское) хозяйство Кожомжарова Р.Н. в месячный срок с момента вступления в силу решения к исполнению в натуре обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, а именно: отходов производства и потребления (мусор из жилищ, древесные отходы, бой кирпича, отходы пластика, полиэтилена), размещенных в 10 м от водонапорной башни на площади 30 кв.м., общим объемом 1 куб.м.; отходов металлолома, загрязненной древесины на площади 36 кв.м., общим объемом 3 куб. м, размещенных в 5 м от коровника, площадью 709, 3 кв.м.; отходов в виде боя кирпича на площади 60 кв. м общим объемом 1 кв.м., размещенных 12 м от коровника, площадью 770, 5 кв.м., биологических отходов (череп, кости) и продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, организованной на территории прилегающей к животноводческой ферме, расположенной в н.п. Кызыл-Байрак Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ. Оборудовать водонепроницаемым выгребом надворный туалет, расположенный на расстоянии 20 м от водозабора, снабжающего питьевой водой н.п. Кызыл-Байрак Верхнеуслонского муниципального района РТ. Взыскать с главы КФХ Кожомжарова в пользу государства госпошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через районный суд. Председательствующий: О.М.Тюфтина
водой н.п. Кызыл-Байрак Верхнеуслонского муниципального района РТ.