Мотивированное решение изготовлено 03.02.2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 января 2010 года Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Седых Е.Г. при секретаре Селиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУФСИН России по <адрес> о признании права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» об обязании включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», У С Т А Н О В И Л : Истец Лебедев С.И. обратился в Верх-Исетский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, т.е. по сокращению штатов. Стаж службы истца в календарном исчислении составил 12 лет 03 мес. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился на имя начальника ГУФСИН России по <адрес> с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан ответ, в котором ему разъяснено, что жилым помещением истец должен обеспечиваться за счет органов местного самоуправления, права на участие в названной подпрограмме истец не имеет. Истец не согласился с данной позицией ГУФСИН России по <адрес>, в связи с чем обратился в суд. В исковом заявлении истец просил признать за ним право о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и просил обязать ГУФСИН России по <адрес> включить истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ДД.ММ.ГГГГ Верх-Исетским районным судом было вынесено решение по настоящему гражданскому делу, которым исковые требования были удовлетворены полностью(л.д.117-122). ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда решение Верх-Исетского районного суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д.132-135). В судебном заседании истец настаивал на своих исковых требованиях, просил удовлетворить иск в полном объеме. В обоснование своих требований пояснил, что по вопросу о постановке на учет в получении жилья в качестве нуждающегося впервые обратился осенью 2004г., обращался к начальнику колонии Рахимову. Истец хотел написать заявление, но начальник ему отказал, потом и заявление не принял, мотивировав это тем, чтобы истец перевез свою семью в <адрес>, где непосредственно истец работал в колонии. Истец со своей семьей зарегистрирован и фактически проживал в тот период времени и в настоящее время в <адрес>. Как объясняет сам истец это было вызвано отсутствием нормальных условий в <адрес> для детей, в частности в этом поселке не было детского садика. Зимой 2004-2005г.г. истец вновь обращался к начальнику колонии с заявлением, которое никто не регистрировал. Позднее истец тоже обращался по данному вопросу к начальнику колонии, но всегда получал отказ. Истец знал о порядке обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что такое заявление подается в жилищно-бытовую комиссию (далее по тексту - ЖБК), которая в колонии была, действовала, но в ЖБК истец не обращался, поскольку не хотел портить отношения с начальником колонии. В органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец обратился осенью 2007 года. Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования в судебном заседании не признала, считая их необоснованными, представляла отзывы (л.д.94-95,170-172). В обоснование своих возражений указала следующее. В силу подпункта «а» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и перечень документов, указанных в пункте 19 Правил. Исходя из анализа указанных норм, основанием для включения в число граждан-участников подпрограммы необходима совокупность следующих условий:- увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по п. «Б» (достижение предельного возраста), п. «Ж» (по болезни), п. «3» (по ограниченному состоянию здоровья), п. «Е» (по сокращению штатов) статьи 58 Положения о службе в ОВД; - продолжительность службы в календарном исчислении должна составлять 10 лет и более; - гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий; - гражданин должен состоять в списках очередников на получении жилых Лебедев СИ. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации Ивдельского городского округа. Поставлен на учет на основании постановления Главы Ивдельского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (справка Администрации Ивдельского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №). Во время прохождения службы в УИС, Лебедев СИ. в учреждении УИС нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на жилищном учете не состоял. В данном случае отсутствует одно из обязательных условий признания гражданина участником подпрограммы по линии УИС - включение в число очередников на получение жилых помещений в учреждении или органе УИС. Представитель третьего лица Администрации Ивдельского городского округа о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известили (л.д.207). Заслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Лебедев С.И. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 12 лет 03 мес.09 дней, в льготном исчислении 18 лет 00 мес. 09 дней (л.д.19). Лебедев С.И., майор внутренней службы, на основании приказа ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с был уволен по ст.58 п. «Е» (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, стаж службы составил 12 лет 03 месяца 09 дней (л.д.18). Колония-поселение №, в которой проходил службу истец, находилась в <адрес>. Судом также установлено, что Лебедев С.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации Ивдельского городского округа на основании Постановления Главы Ивдельского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, которым был признан малоимущим. Государственный жилищный сертификат не получал, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Лебедев С.И. вместе со своей семьей зарегистрирован и фактически проживал и проживает по адресу: <адрес>1 по договору коммерческого найма, состав семьи - 5 человек (при постановке на жилищный учет), в настоящее время - 4 человека, т.е. в период прохождения службы в ИК №, расположенном в <адрес>, истец был зарегистрирован и проживал в семьей в <адрес>. Факт отсутствия у истца и членов его семьи другого жилья для постоянного проживания подтверждается материалами дела (л.д.50-57, 75-81). Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, имеющих жилищный фонд, из которых переселение граждан осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010г.г., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. В данный перечень включен <адрес> - УЩ-№ ДД.ММ.ГГГГ Лебедевым С.И. подан рапорт на имя начальника ГУФСИН России по <адрес> о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. (л.д.9-10). ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лебедеву С.И. было отказано во включении его в состав участников данной подпрограммы в связи с отсутствием оснований (л.д.7-8). В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Согласно п.2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на указанных в пункте 1 Указа граждан распространено действия президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Согласно пункту 3 Указа Правительству РФ предложено принять меры, направленные на реализацию настоящего Указа. Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N № утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС"). В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы ДД.ММ.ГГГГ приняло Постановление N №, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Следовательно, при решении вопроса о включении либо не включении в число граждан-участников подпрограммы сотрудников УИС (граждан, уволенных из УИС) необходимо руководствоваться требованиями, содержащимися в указанных Правилах, которые определяют основания, условия и порядок включения в подпрограмму. Истец обратился со своими требованиями к ГУФСИН России по <адрес> в соответствии с требованиями п.19 Правил. Согласно п.18 вышеназванных Правил выдачу сертификатов осуществляют различные органы. Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), к которым в соответствии с со ст.8 Закона РФ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» отнесено ФСИН России, выдают сертификаты гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. «а» и «б» п.5 настоящих Правил. Гражданам, участникам подпрограммы, указанным в п.п. «г», «е» - «з» п.5 настоящих Правил - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому условие, оговоренное в абз.1 п.п. «г» п.5 Правил - о лицах, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ, не распространяется на истца, поскольку он обратился с заявлением (рапортом) именно в ГУФСИН России по <адрес>. В соответствии с абз.7 п.п. «а» п.5 право на участие в подпрограмме имеют граждане, в том числе уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для рассмотрения данного дела являются: 1) установление факта увольнения истца по основанию, указанному в абз.7 п.п. «а» п.5 Правил, 2) определение продолжительности срока службы 10 лет и более, и 3) факта нахождения истца после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в связи с необходимостью улучшения жилищных условий в учреждении ГУФСИН России по <адрес>. В судебном заседании установлено, что истец был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, срок службы его в календарном исчислении составляет 12 лет 03 мес.09 дней. Факта нахождения Лебедева С.И. после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в связи с необходимостью улучшения жилищных условий в учреждении ГУФСИН России по <адрес> не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Согласно ст.29 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане… проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. В силу ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Согласно Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:... проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте (п.8). Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется... в учреждениях - должностными лицами, специально назначенными администрацией... (п.11). Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (п.12). Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется... жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (п.13). О принятом по заявлению решении сообщается гражданам в письменной форме (п.14). Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку... Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений... в учреждениях передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (п.15). Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется... в учреждении как документ строгой отчетности по установленной форме (п.16). На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п.17). Учреждения... обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.18). Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля... учреждения проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников... (п.19). Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения... (п.20). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п.1). Как указано судом ранее, п.2 указанного Постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Согласно п.7 данных Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных выше, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В силу п.8 указанных Правил, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Согласно п.11 данных Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. В соответствии с п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов… граждане, указанные в п.5 п.п. «а» Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт), к которому прилагают следующие документы: справка об общей продолжительности службы; выписка из приказа об увольнении со службы с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). На основании всей совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к однозначному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца Лебедева С.И., поскольку при установлении факта увольнения истца по основанию, указанному в абз.7 п.п. «а» п.5 Правил (организационно-штатные мероприятия) и определения продолжительности срока службы не менее 10 лет (срок службы истца составил 12 лет 03 мес. 09 дней), отсутствует факт нахождения истца после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в связи с необходимостью улучшения жилищных условий в учреждении ГУФСИН России по <адрес>. Истец и не мог находиться в названных списках очередников, поскольку, проходя службу в органах УИС, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ истец не обращался. Судом был тщательно проверен довод истца о его обращении по вопросу его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Из ответа на судебный запрос следует, что на заседаниях жилищно-бытовой комиссии в ФБУ ИК-60 вопрос о включении на участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» в отношении Лебедева С.И. не обсуждался, на учет среди нуждающихся в улучшении жилищных условий он не зарегистрирован и в списках не значится (л.д.150). Судом были установлены члены жилищно-бытовой комиссии ИК-60 (л.д.174) и было направлено судебное поручение о допросе установленных членов ЖБК (л.д.176-177). Ни один из допрошенных свидетелей (л.д.185-191) не подтвердил факт обращения истца с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ни один из свидетелей не был очевидцем обращения Лебедева С.И. с таким заявлением ни в жилищно-бытовую комиссию, ни к начальнику колонии. Свидетелям ФИО6, ФИО7, ФИО8 известно только со слов самого истца Лебедева С.И., что он подходил к начальнику колонии с вопросом о постановке его на учет в качестве нуждающегося, но получил отказ. Свидетель ФИО8, являющаяся членом ЖБК при её допросе пояснила, что ЖБК в колонии была, работала, сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ЖБК ставила в очередь, в комиссию Лебедев С.И. с заявлением не обращался и документы не подавал. Свидетель ФИО9 суду показала, что Лебедев С.И. обращался с данным вопросом после 2005 года, уже в 2007 году, ей известно, что тогда Лебедев С.И. ходил к начальнику колонии, но ему было отказано. К письменным объяснениям ФИО9 и ФИО10, представленных истцом в судебное заседание до того, как было направлено судебное поручение о допросе свидетелей (л.д.153,157), суд относится критически, поскольку данные объяснения не отвечают требованиям ст. 60 ГПК РФ, являются недопустимыми доказательствами, при даче данных объяснений ФИО9 и ФИО10 не были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Более того, эти объяснения разнятся с показаниями этих же лиц при допросе их в качестве свидетелей в судебном заседании. Так в частности, ФИО10, в представленных истцом объяснениях пояснял, что Лебедев С.И. неоднократно обращался к нему (ФИО10 являлся председателем ЖБК в 2006,2007 г.г.) и к начальнику колонии с вопросом о постановке его на учет в качестве нуждающегося. При допросе его в качестве свидетеля ФИО10 таких пояснений уже не дал, ответив только, что был слух, что истец якобы встал на очередь на улучшении жилищных условий (л.д.190). При этом сам истец по факту обращения его с письменным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в период его работы в ИК-60 давал противоречивые показания. Первоначально истец давал пояснения, что с данным вопросом он обращался только устно (л.д.97-оборот), затем после отмены решения суда первой инстанции <адрес> судом истец давал пояснения суду, что он хотел написать заявление, но ему отказали, после этого стал пояснять, что он писал заявление, которое не приняли, клал заявление начальнику колонии на стол, но это заявление никто не зарегистрировал (л.д.162). При этом истец сам пояснял, что ему известно, что заявление подается в жилищно-бытовую комиссию, но в данную комиссию истец не обращался. Помимо мнения начальника колонии подать заявление в комиссию истец не мог, т.к. не хотел портить отношения с начальником колонии (л.д.162). Таким образом, при наличии только двух из трех необходимых условий для того, чтобы истец воспользовался правом на участие в подпрограмме в соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований истца. А именно, судом установлено, что истец после увольнения не состоял и не состоит в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти - ФСИН России. По вопросу о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ни до ДД.ММ.ГГГГ, ни до ДД.ММ.ГГГГ истец с заявлением в установленном порядке в жилищно-бытовую комиссию не обращался. Иными словами во время прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Лебедев С.И. не выразил своего волеизъявления встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы, в учреждении уголовно-исполнительной системы нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на жилищном учете не состоял. Не имеется оснований и для включения истца в число участников в подпрограмме и на основании п.п. «б» п.5 Правил. В силу подпункта «б» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее -поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Жилище». В соответствии с указанным распоряжением, <адрес>, где расположена колония-поселение №, в которой проходил службу истец относится к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, из которых осуществляется переселение граждан (л.д.106-109). Тот факт, что учреждение, в котором истец проходил службу находится в поселке, подлежащем переселению не дает ему право на участие в подпрограмме по подпункту «б» пункта 5 Правил, так как истец зарегистрирован и проживает в поселке Полуночное, которое Распоряжением Правительства РФ не отнесено к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подлежащих переселению. Согласно нормам Правил и правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-2 именно проживание (а не работа либо служба в указанном поселке) определенной категории граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием к выдаче им государственного жилищного сертификата. На основании вышеизложенного, суд соглашается с позицией представителя ответчика о том, что Лебедев СИ. не может быть включен в число граждан-участников подпрограммы по основаниям, указанным в п.п. «б» пункта 5 Правил. Более того, согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Таким образом, истец, обратившись в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осенью 2007 года, воспользовался своим правом выбора, предоставленным ему ст.52 Жилищного кодекса РФ. Такое толкование соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в определении №№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных законом полномочий вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, перечисленных в оспариваемых предписаниях Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов. При этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они, в частности заявитель, не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами. На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Лебедева С.И. в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» об обязании включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд <адрес>. Судья
помещений в учреждении или органе УИС.