Мотивированное решение изготовлено 17.06.2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июня 2010 года Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Майоровой И.В. при секретаре Крашенинниковой Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 об оспаривании действий начальника УФМС России по <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Заявители Науменко Т.А., Науменко А.С. и Науменко Б.С. обратились в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого указали следующее. Заявитель, Науменко Т,А. гражданка России по рождению (как указывает сама заявитель), приехала в Россию на постоянное жительство в мае 2006 года по просьбе тяжело больной матери. По прибытию сразу же обратилась в отдел УФМС РФ по <адрес> в <адрес>. Там заявителю предложили приобрести гражданство России вместе с членами семьи, которые на тот момент проживали на Украине. В октябре 2006 года семья заявителя - муж (ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ) и двое <Название> (Алина и Богдан, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ) - прибыли в Россию на постоянное место жительства. Заявитель указывает, что по причине тяжелого материального положения до октября 2007 года они собирали необходимые для приобретения гражданства документы. Но на тот момент у них закончилась регистрация по месту пребывания. Пользуясь беспомощностью матери, родственники выселили заявителей из родительского дома и отказали в продлении регистрации. Пока искали новый вариант для регистрации, устарели собранные медицинские справки. Позже в ОУФМС заявителям снова предложили собрать полный пакет документов на приобретение гражданства. Заявители поясняют, что с тех пор мы неоднократно проходили процедуру сбора документов, но всякий раз чего-то не хватало, что-то было не так. В 2009 году заявитель Науменко Т.А. обратилась в Общественную ФИО14 ФИО6 на Урале, где ей разъяснили право на российское гражданство Но, как указывают заявители, и аргументы экспертов из Общественной ФИО14 не изменили отношения УФМС к ним, и их продолжают принуждать к повторному приобретению российского гражданства, невзирая на очевидность наличия у них гражданства России. ДД.ММ.ГГГГ заявитель Науменко Т.А. в очередной раз письменно обратилась в УФМС РФ по <адрес> с заявлением об оформлении ей и ее детям, гражданства России. ДД.ММ.ГГГГзаявитель Науменко Т.А. получила ответ, подписанный начальником УФМС ФИО7, из которого следовало, что заявителям необходимо приобретать российское гражданство в общем порядке. При этом ФИО7 ссылался на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», другие законы, регулирующие правоотношения России с иностранными гражданами. Хотя, как указывают заявители, они поставили его в известность, что имеют российское гражданство по рождению. Данные действия начальника УФМС РФ по <адрес> заявитель считает незаконными, нарушающими права и свободы ее и ее детей Алины и Богдана, создающими препятствия к осуществлению наших прав и свобод. Заявитель Науменко Т.А. указывает, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (РСФСР) в семье граждан СССР-РСФСР по рождению (мать, ФИО5 Лидия Николаевна, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданка РФ по рождению, от своего российского гражданства не отказывалась, иного не приобретала, отец: ФИО5, родился ДД.ММ.ГГГГ в Свердловской области, гражданин РФ по рождению, от российского гражданства не отказывался, иного не приобретал. Следовательно, на момент рождения заявитель приобрела гражданство РСФСР-СССР по «принципу крови» и «принципу почвы», что находится в соответствии с действовавшими на момент моего рождения законодательными актами: законом СССР «О гражданстве СССР» от ДД.ММ.ГГГГ и Конституцией РСФСР от 1937 г. После распада СССР заявитель с семьей проживала на территории, отошедшей к <адрес>. Частью 2 статьи 13 Закона «О гражданстве РСФСР» № от 28.22.1991 г. была признана гражданкой РСФСР заявитель, а ее дети на момент рождения также приобрели российское гражданство в соответствии со ст. 14 этого же закона. В силу статьи 4 проживание за пределами России, указывает заявитель Науменко Т.А., не прекратило ее российского по рождению гражданства, ни гражданства ее детей. Заявители также поясняют, что поскольку они являются гражданами России и постоянно проживают на Родине, они обязаны иметь российские паспорта, удостоверяющие их личности и гражданство. Заявители указывают, что проживают в России без российских паспортов, испытывают сложности при осуществлении своих прав и свобод. Более того, их, граждан России по рождению, никогда не прекращавших своего гражданства России, проживающих за чертой бедности и на положении нелегалов, принуждают повторно приобретать гражданство России через разрешение на временное проживание и вид на жительство. Указав изложенные выше фактические обстоятельства и правовые основания в своем заявлении, а также после уточнения требования, заявители просят признать действия начальника УФМС РФ по <адрес> Семочкина И.А., принуждающего заявителей приобретать гражданство РФ в общем порядке, незаконными, нарушающими права и свободы заявителей, обязать начальника УФМС РФ по <адрес> ФИО7 выдать паспорт гражданина РФ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании заявители, и их представитель ФИО8, допущенная судом к участию в деле, требования заявления поддержали по предмету и основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме. Представитель органа, действия которого оспариваются УФМС России по <адрес>, ФИО9, действующая на основании доверенности, требования заявления не признала, считает их не подлежащими удовлетворению. Свое мнение изложила в отзыве, приобщенном к материалам дела. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено следующее. Заявитель Науменко Т.А. (до заключения брака Гузова) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> СССР, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> у Науменко Т.А. родились дети - заявители Науменко А.С. и Науменко Б.С. (л.д.11-14). ДД.ММ.ГГГГ заявитель Науменко Т.А. (ранее ФИО17 зарегистрировала брак с ФИО10 в <адрес> (л.д.9-10). Как указывают заявители, в 2006 г. в Россию, в <адрес> приехала заявитель Науменко Т.А., позже в 2007 году приехала ее семья - муж Науменко С.А. и ее дети ФИО18 Также как указывают заявители, они неоднократно пытались получить гражданство Российской Федерации, обращались в УФМС России по <адрес>, но в вязи с тяжелым материальным положением у них никогда не получалось собрать полный пакет документов. Согласно ст.3, 10 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. В соответствии с п.п.10-14 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 828 выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой. Для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой; свидетельство о рождении; две личные фотографии размером 35 x 45 мм. В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта. При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Замена паспорта производится при наличии следующих оснований: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей. Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 x 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта. Граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, Гражданское процессуальное законодательство РФ возлагает обязанность по доказыванию законности принятого решения, либо действий на орган, действия которого оспариваются. В данном случае заявители просят признать действия начальника УФМС РФ по <адрес> Семочкина И.А., принуждающего заявителей приобретать гражданство РФ в общем порядке, незаконными, нарушающими наши права и свободы, поясняя, что понуждение к приобретению гражданства Российской Федерации выражается в ответе начальника УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47), которым заявителю Науменко Т.А. разъяснен порядок приема в гражданство Российской Федерации (л.д.47). ДД.ММ.ГГГГ заявителю Науменко Т.А. был дан еще один ответ УФМС России по <адрес>, которым заявителю еще раз подробно был разъяснен порядок подачи документов для принятия гражданства Российской Федерации. Заявители, не соглашаясь с данными ответами УФМС России по <адрес>, считая их принуждением к получению гражданства Российской Федерации в общем порядке иностранными гражданами (заявители считают себя гражданами России), в то же время ни разу не обратились за получением паспортов граждан Российской Федерации с необходимым пакетом документов (установленным приведенным выше Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации»). <Название> Согласно п.14 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации» граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд. В соответствии с п.п.2,4,6 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 339 выдача, замена и учет паспортов осуществляются ФМС России, территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями. Предоставление государственной услуги по выдаче, замене и исполнение государственной функции по учету паспортов осуществляются в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации". Получателями государственной услуги по выдаче паспортов являются граждане Российской Федерации в случае: достижения 14-летнего возраста; утраты (хищения) паспорта. Получателями государственной услуги по выдаче паспортов являются также граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и приобретшие гражданство Российской Федерации непосредственно перед получением паспорта. Получателями государственной услуги по замене паспортов являются граждане Российской Федерации в случае: достижения 20-летнего возраста; достижения 45-летнего возраста; изменения гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения; изменения пола; непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей; изменения внешности. В п.23 вышеприведенного регламента указаны основания для отказа в предоставлении государственной услуги, которыми являются отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостижение гражданином возраста 14-ти лет; непредставление документов, указанных в пунктах 35, 36 Административного регламента, за исключением документов, необходимых для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака); несоответствие размера и количества личных фотографий требованиям, предусмотренным подпунктом 35.3 Административного регламента; отсутствие квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины. Согласно п.34.1 указанного выше регламента личная подпись гражданина в заявлении заверяется уполномоченным на это сотрудником подразделения. Таким образом, как указано выше, выдача паспорта гражданам Российской Федерации строго регламентирована Законом (Положение «О паспорте гражданина Российской Федерации», Административный регламент), т.е. для получения паспорта необходимо личное обращение гражданина с установленным данными нормативными актами пакетом документов (в том числе должна быть оплачена госпошлина) в территориальное подразделение УФМС либо к соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов и т.д. Как усматривается из материалов дела, заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились к начальнику УФМС по <адрес> в <адрес> с просьбой выдать паспорт гражданина России - ФИО20., взамен утраченного паспорта СССР, ФИО19. как получающим впервые. Как усматривается из копий данных заявлений, Науменко Т.А. приложила к заявлению копию свидетельства о рождении и заключение Общественной ФИО14 ФИО6 о наличии гражданства, Науменко А.С. и Науменко Б.С. приложили свои свидетельства о рождении, свидетельство о рождении своей матери. Однако, из копий этих заявлений невозможно установить были ли они поданы в отдел УФМС России по <адрес> в <адрес>, или нет, поскольку никаких отметок о принятии государственным органов данных заявлений нет. Более того, к данным заявлением не приложен весь необходимый комплект документов. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращается к Полномочному представителю Президента РФ в <адрес> и вновь с просьбой получить гражданство Российской Федерации, при этом заявитель не указывает, что она считает себя и своих детей гражданами России и что, уже ДД.ММ.ГГГГ она обращалась для получения паспорта гражданина РФ, но до сих пор не получила ответа (л.д.45-46). ДД.ММ.ГГГГ и заявителю Науменко Т.А. и в Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в <адрес> начальником УФМС России по <адрес> был дан ответ (л.д.41). ДД.ММ.ГГГГ заявитель Науменко Т.А. обратилась к начальнику УФМС России по <адрес> ФИО11 с заявлением, в котором просила дать ей письменный ответ в плане их дальнейших действий, необходимых для получения гражданства России (л.д.15). На это заявление УФМС РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дан ответ с разъяснениями порядка приема в гражданства РФ, однако, в настоящее время заявитель расценивает этот ответ уже как понуждение к принятию гражданства Российской Федерации в общем порядке. Как указано было выше, государственный орган должен доказать законность принятого решения, но, в то же время, заявитель, в свою очередь, должен доказать сам факт его обращения в государственный орган для получения государственной услуги в установленном законом порядке. Как усматривается из материалов дела, как указали в своем заявлении сами заявители и подтвердили в судебных заседаниях, они ни разу весь пакет документов не смогли собрать, т.е. заявители никогда не обращались в территориальное подразделение УФМС по <адрес> для получения паспорта гражданина Российской Федерации в установленном законом порядке. К такому выводу суд пришел на основании исследованных в судебном заседании документов, представленных заявителями. При этом суд не принимает во внимание обращение в УФМС России по <адрес> в интересах заявителей депутата ФИО12, многочисленные обращения заявителей Полномочному представителю Президента РФ в <адрес>, в ФИО14 ФИО6, поскольку для получения гражданства (а именно об этом просили заявители) они обращались в неполномочный орган. Как усматривается из обращений заявителей, писем в УФМС из данных организаций, в них высказывалось мнение о наличии гражданства Российской Федерации у заявителей, однако подобное обращение представителей законодательной и исполнительной власти в УФМС России по <адрес> суд не может расценивать как основание для выдачи паспорта гражданину Российской Федерации без его заявления, документов, подтверждающих его личность, фотографий и т.д.. Таким образом, у УФМС России по <адрес> не было оснований ни для выдачи заявителям паспортов граждан Российской Федерации, ни для отказа в их выдаче. Проанализировав также и ответы УФМС России по <адрес> на неоднократные обращения заявителя Науменко Т.А., суд не может расценить данные ответы как принуждение к получению гражданства Российской Федерации в общем порядке, так как заявитель просила в своих обращениях разъяснить ей порядок получения гражданства РФ, он ей и разъяснялся. Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителей о признании действий начальника УФМС РФ по <адрес> Семочкина И.А., принуждающего заявителей приобретать гражданство РФ в общем порядке, незаконными, а также о возложении обязанности на начальника УФМС России по <адрес> ФИО7 выдать паспорт заявителям и отказывает заявителям в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 об оспаривании действий начальника УФМС России по <адрес> оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>. Судья /подпись/ Копия верна. Судья И.В.Майорова Секретарь ФИО13