Дело № 2-5743/2010 заочное решение по иску Божко И.Б. к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская», ООО «Единый расчетный центр» о признании действий незаконными



         Р Е Ш Е Н И Е заочное

                                                 Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Павликовой М.П.

при секретаре Герасиной И.А.,

с участием представителя истца Мишкиной Т.М. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Божко <Название> к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская», ООО «Единый расчетный центр» о признании действий незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

Божко И.Б. обратился в суд с иском о защите прав потребителей к ЗАО «Управляющая компания «Верх - Исетская» (далее - ЗАО «УК «Верх - Исетская»), с учетом уточнения исковых требований просил суд

признать действия ЗАО «УК «Верх - Исетская» по начислению платы за коммунальные услуги «водоснабжение общедомовой учет» и «водоотведение общедомовой учет» по проведению перерасчета незаконными;

обязать ответчиков сделать перерасчет, списать с его лицевого счета предъявленную к оплате сумму 3 927 руб. 78 коп. за «водоснабжение общедомовой учет» и «водоотведение общедомовой учет», указанную в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ г., а также пени;

взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 500 руб..

В обоснование исковых требований указано следующее. Коммунальные услуги истцу оказывает ЗАО «УК «Верх - Исетская». Свои обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг он исполнял своевременно.

В ДД.ММ.ГГГГ г. одновременно с квитанцией на оплату коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ г. от ООО «ЕРЦ» он получил информационное письмо о проведенном перерасчете и начислении платы за услугу «водоснабжение общедомовой учет» и «водоотведение общедомовой учет» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Предъявленные суммы за «водоснабжение общедомовой учет» и «водоотведение общедомовой учет» в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. он оплатил своевременно.

Предъявленные суммы и пени за «водоснабжение общедомовой учет» и «водоотведение общедомовой учет» в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ г. он оплатил ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что он не согласен с проведенным перерасчетом, а именно с порядком проведения перерасчета, он обратился в адрес ответчик для решения своих требований в досудебном порядке, полагая, что перерасчет произведен с нарушением действующего законодательства. Однако в своем ответе на заявление ответчик указал, что нарушение срока проведения корректировки платы за коммунальные услуги не может рассматриваться как основание признания указанных действий незаконными.

Своими действиями ответчик причинил ему моральный вред. Он рассчитывал, что ответчик устранит все возникшие недостатки в досудебном порядке, о чем свидетельствует его письменное требование, но ответчик все действия и просьбы проигнорировал.

В судебное заседание истец не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом и своевременно. Истец, используя право, предоставленное ст.48 ГПК РФ вести свои дела лично или через представителя, направил в суд своего представителя.

Представитель истца Мишкина Т.М., действующая по доверенности, на заявленных истцом требованиях с учетом их уточнений настаивала, поддержала доводы, изложенные в иске. Она указала также, что истец квитанции на оплату коммунальных услуг оплачивал в полном объеме, в связи с чем просит обязать ответчика произвести перерасчет, списать сумму задолженности, включив оплаченную сумму в счет будущих платежей.

Ответчик ЗАО «УК «Верх - Исетская», извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, сведений о своей позиции по делу суду не представил.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела и пояснений представителя истца следует, что <адрес> в <адрес> принадлежит истцу на праве собственности.

Дом находится в управлении ЗАО «УК «Верх-Исетская». За период с ДД.ММ.ГГГГ г. истцу начислена оплата за услуги «ГВС общедомовое потребление» и «водоотведение общедомовое потребление».

Истец законность перерасчета оплаты за 2008 год оспаривает, ссылаясь на нарушение требований действующего законодательства, в том числе в области защиты прав потребителя - на получение полной информации о порядке проведения такого расчета и использовавшихся при нем данных (объемах ресурсов).

Представитель истца указывала, что предъявленные к оплате суммы на оплату коммунальных услуг истец оплачивал в полном объеме, в связи с чем, просит зачесть оплаченную сумму в счет будущих платежей.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец, являющийся собственником <адрес> в <адрес> и проживающий в ней, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ЗАО «УК «Верх-Исетская».

Суд соглашается с доводом истца о том, что данные правоотношения регулируются как нормами Гражданского и Жилищного кодексов РФ, так и Законом РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из смысла приведенных норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ суд приходит к выводу, что обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из смысла вышеприведенных норм порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.

В силу п. 1 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п.7 абзаца 2 указанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с п.п.3 п. 1 приложения к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.

В силу пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и (общих) квартирных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения к настоящим Правилам.

Согласно пункту 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирном доме коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22) с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсах, исходя из показаний приборов общедомового учета; при их отсутствии, в соответствии с определенными Постановлением формулами расчета по данным о фактически поставленных ресурсах, определенным расчетным путем.

Указание данных Правил на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате фактически поставленных коммунальных услуг, согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ.

Несмотря на установление судом законного характера возможности осуществления управляющей компанией, как исполнителем коммунальных услуг, действий по начислению оплаты за фактически поставленное количество ресурсов, с учетом вышеизложенных положений Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит исковые требования о признании незаконными начислений по указанным услугам общедомового потребления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Закона «О защите прав потребителя» обязанность по доказыванию законности и обоснованности предъявления ответчиком истцу требований по оплате коммунальных услуг по показаниям общедомовых приборов учета лежит на ответчике.

Обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.

По материалам дела, данных о наличии в доме истца на ДД.ММ.ГГГГ года общедомовых приборов учета водоснабжения, суду не представлено.

При таких обстоятельствах в данном случае корректировка размера оплаты по оспариваемым позициям должна соответствовать порядку, установленному п. 19 Правил, предусматривающим возможность проведения корректировки по услуге - водоснабжение, в том числе горячей водой, водоотведению 1 раз в квартал.

Между тем, суммы, начисленные по результатам проведения корректировки оплаты за коммунальные услуги водоснабжение и водоотведение общедомовое потребление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были предъявлены истцу к оплате в квитанциях на оплату коммунальных услуг, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.

При отсутствии в договорах управления условия о возможности проведения корректировки 1 раз в год, нарушения срока проведения корректировки платы за оказанные коммунальные услуги в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ г., в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», не может рассматриваться как основание признания указанных действий незаконными.

Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.

Исходя из буквального толкования положений Правил, суд приходит к выводу, что положения пунктов 21, 22, и корреспондирующего к ним пункта 19 п.п. «б» Правил предоставления коммунальных услуг о возможности проведения исполнителем корректировки платы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения 1 раз в квартал, а 1 раз в год только, в случае если это предусмотренного договором, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению в установленном ими порядке.

Таким образом, действия, совершенные с нарушением требований указанных положений нормативного акта Правительства РФ, не могут быть признаны законными.

Суд соглашается с доводами истца о нарушении ответчиками прав потребителя при производстве оплаты за услуги по общедомовому учету в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а также, требований ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", по следующим основаниям.

Согласно вышеизложенному правоотношения между истцом и ответчиками, как лицами, участвующими в предоставлении коммунальных услуг и услуг по обеспечению возможности расчета за коммунальные услуги, регулируются нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Положения Закона «О защите прав потребителей» предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги, предоставлять полную и достоверную информацию (ст. 10 Закона). Ответчик является обладателем информации, касающейся формирования размера сумм оплаты. Указанная информация должна быть в обязательном порядке доведена до лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму. При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения. Имеющиеся в материалах дела квитанции на оплату коммунальных услуг «водоотведение общедомовое потребление» и «водоснабжение общедомовое потребление» не отвечают вышеуказанным требованиям к качеству информации.

В квитанциях, предъявленных в ДД.ММ.ГГГГ года, для расчета размера оплаты за места общего пользования принимается ДД.ММ.ГГГГ, то есть потребитель не может проверить правильность начисления платежа, поскольку квитанция не отражает ни размер потребленного водоснабжения за предыдущий расчетному период, ни показания приборов учета за тот период.

Имеющаяся в квитанциях ссылка на факт и период проведения корректировки, не отвечает требованиям к качеству информации для данного случая.

В связи с изложенным, суд находит незаконными действия по начислению истцу оплаты за коммунальные услуги «водоснабжение общедомовое потребление» и «водоотведение общедомовое потребление» ДД.ММ.ГГГГ год в связи с нарушением требований Постановления Правительства РФ к порядку производства корректировки оплаты за коммунальные услуги, а также, в связи с нарушением требований законодательства о доведении до потребителя необходимой информации.

Суд удовлетворяет требование истца о производстве перерасчета коммунальных платежей, предъявленных к оплате за коммунальные услуги: «водоснабжение общедомовое потребление» и «водоотведение общедомовое потребление» ДД.ММ.ГГГГ год, а также пени, включив оплаченную сумму в счет будущих платежей. Обязанность произвести перерасчет суд возлагает на ответчика ЗАО «УК «Верх - Исетская».

Относительно требований иска о взыскании компенсации морального вреда, суд считает необходимым указать следующее.

Учитывая выводы суда о распространении на данные правоотношения положений законодательства о защите прав потребителей, суд находит исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда, основанные на ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», обоснованными.

С учетом фактических обстоятельств по делу, характера нарушенных прав истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 руб..

В силу ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика ЗАО «УК «Верх-Исетская» в пользу местного бюджета государственную пошлину 400 руб..

Иных требований, требований по иным основаниями заявлено не было. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» по начислению Божко <Название> оплаты за коммунальные услуги: «водоснабжение общедомовое потребление», «водоотведение общедомовое потребление» за ДД.ММ.ГГГГ год.

Обязать ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» произвести перерасчет коммунальных платежей, предъявленных к оплате Божко <Название> с исключением из лицевого счета задолженности по оплате за коммунальные услуги : «водоснабжение общедомовое потребление»,«водоотведение общедомовое потребление» ДД.ММ.ГГГГ год, а также пени, включив оплаченную сумму в счет будущих платежей.

Взыскать с ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» в пользу Божко <Название> компенсацию морального вреда 200 руб.

Взыскать с ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней с момента вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в течение десяти дней по истечении срока для подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления с подачей жалобы через Верх-Исетский райсуд г.Екатеринбурга. Мотивированное решение изготовлено 15.12.2010г.

Судья