Дело № 2-4304/2010 решение по иску прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Павликовой М.П.,

при секретаре Герасиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга об обязывании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верх - Исетского района г. Екатеринбурга об обязывании устранить несанкционированную свалку на территории острова <адрес>, расположенного в акватории Верх-Исетского пруда, в срок два месяца с момента вступления данного решения в законную силу.

В обоснование своего требования прокурор указал, что прокуратурой Верх - Исетского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Верх - Исетского района г. Екатеринбурга. В ходе проверки было установлено, что на территории острова <адрес>, расположенного в акватории Верх - Исетского городского пруда, находится несанкционированная свалка бытовых отходов. В состав отходов входят: отходы упаковочного картона незагрязненные, полиэтиленовая тара, пищевые отходы. Указанный факт свидетельствует о том, что администрация Верх - Исетского района г. Екатеринбурга не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории района. Поскольку при невыполнении требований закона нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, прокурор обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Ермилова С.В. поддержала заявленный иск, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Казакова И.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила суд в иске отказать. Позиция ответчика по делу сводилась к тому, что остров <адрес> является объектом Федеральной собственности, в связи с чем администрация района является ненадлежащим по делу ответчиком.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, подтверждается актом прокурорской проверки соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощником и помощником прокурора Верх - Исетского района г. Екатеринбурга, что на территории острова <адрес>, расположенного в акватории Верх - Исетского городского пруда, находится несанкционированная свалка бытовых отходов. В состав отходов входят: отходы упаковочного картона незагрязненные, полиэтиленовая тара, пищевые отходы.

Актом проверки соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение действующего санитарно - эпидемиологического и природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями.

В соответствии с абз. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст. 11 этого же Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

В ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ также предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4.3. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных. Решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N 19/4, организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на администрации районов в городе, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений.

Ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Из содержания и смысла указанных норм следует, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то есть первоначальные действия, непосредственно направленные на ликвидацию свалок и очистку земельных участков относится к компетенции органов местного самоуправления поселений.

Решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N 19/4 данная обязанность делегирована администрациям районов в городе, в данном случае, администрации Верх - Исетского района г. Екатеринбурга.

Как следует из фототаблицы, акта, письменных материалов дела, на земельном участке на территории острова <адрес>, расположенного в акватории Верх - Исетского городского пруда, на территории Верх - Исетского района г. Екатеринбурга имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора.

В нарушение требований указанного федерального законодательства администрация Верх - Исетского района г. Екатеринбурга не принимает исчерпывающих мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем контроле и бездействии администрации Верх - Исетского района г. Екатеринбурга в отношении организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а поэтому являются недопустимыми и подлежащими устранению.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц - жителей, проживающих на территории Верх - Исетского района г. Екатеринбурга, - на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком в деле, поскольку остров Шабур является водным объектом или относится к землям водного фонда судом, не принимаются, т.к. указанное утверждение представителя ответчика не соответствует толкованию понятий «водного объекта» и «земель водного фонда», данному Водным кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что прокурор Верх - Исетского района правомерно обратился в суд с иском, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 14, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга устранить несанкционированную свалку на территории острова <адрес>, расположенного в акватории Верх - Исетского пруда, в срок два месяца с момента вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: