Мотивированное решение изготовлено 24.01.2011 года ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 января 2011 года Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нецветаевой Н.А., при секретаре Диановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой <Иные данные> к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская», ООО «Единый расчетный центр» о защите прав потребителя коммунальных услуг, о возложении обязанностей, проведении перерасчета, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным иском о защите прав потребителя коммунальных услуг. В обоснование исковых требований указала следующее. Коммунальные услуги истцу оказывает ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская». В квитанциях об оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ ему была начислена оплата за услугу «общедомовая электрическая энергия» на сумму <Иные данные> рубля. Истец утверждает, что в полученных квитанциях представлена не полная информация об оказываемой услуге, в частности, данная услуга указана в квитанциях дважды по различным тарифам и объему без указания их значения. Указанные обстоятельства, по доводам истца, являются нарушением ответчиками требований ст.ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», и п.п. 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При отсутствии должной информации она, как потребитель, лишена права проверить обоснованность начисленных сумм. С учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать признать действия ответчиков по порядку и размерам начисления платы за коммунальные услуги «общедомовая электроэнергия» необоснованными; обязать провести перерасчет в соответствии с законодательством, в ходе которого зачесть в счет будущих платежей сумму необоснованной переплаты за указанную услугу в размере <Иные данные> рублей. В судебном заседании истец исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила их удовлетворить. Указала, что она не согласна с размером оплаты за услугу «общедомовая электроэнергия», утверждает о его завышенности, ссылаясь на нарушение ответчиками порядка расчета, предусмотренного Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из показаний прибора общедомового учета электроэнергии, установленного в их доме, по ее расчету размер оплаты за данную услугу должен составлять <Иные данные> рубля <Иные данные> копеек. Ответчики ЗАО «УК «Верх-Исетская», ООО «Единый расчетный центр», извещенные о месте и времени проведении судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, сведений о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало. Ранее в ходе судебного разбирательства ответчик ООО «ЕРЦ» направил в суд отзыв на иск с доводами о непризнании исковых требований, соблюдении законодательства при проведении оспариваемого начисления по его порядку и предъявлению к оплате, в том числе в отношении объема подлежащей предоставлению информации. Судом, при отсутствии возражений со стороны истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства. Суд, изучив доводы искового заявления, отзыва на него, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что <адрес> принадлежит истцу на праве собственности. Указанный многоквартирный дом находится в управлении ответчика ЗАО Управляющая компания «Верх-Исетская», которым с ООО «ЕРЦ» истцу произведено начисление оплаты за услугу «электроэнергия общедомовое потребление» с начала ДД.ММ.ГГГГ. Истец находит указанные действия ответчика по начислению оплаты за общедомовое потребление по указанной услуге в ДД.ММ.ГГГГ без предоставления полной информации об используемых расчетных данных, нарушающими ее права, как потребителя коммунальных услуг, на контроль за законностью начисления оплаты за коммунальные услуги, получение полной информации о порядке проведения такого расчета и использовавшихся при нем данных (объемах ресурсов) для реализации права на проверку правильности этих расчетов. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем. Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Таким образом, с учетом вышеизложенного, судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец, являющаяся собственником <адрес> в <адрес>, проживающая в ней, является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых исполнителем ЗАО «УК «Верх-Исетская». Суд соглашается с доводом истца о том, что данные правоотношения регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», а также приходит к выводу о распространении на данные правоотношения норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ. В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу частей 2, 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. По смыслу приведенных норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ, суд приходит к выводу, что обязанности собственника жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. По смыслу вышеприведенных норм, порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. В силу п. 1 указанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно п. 7 абзац 2 указанных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. В соответствии с п. 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется для электроэнергии в соответствии с пп.1 п. 3 приложения № к Правилам. Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность проведения исполнителем коммунальных услуг корректировки оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги. Установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 22, 23), с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсах, исходя из показаний приборов общедомового учета. Указание в Правилах на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате фактически поставленных коммунальных услуг, согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными положениями Жилищного кодекса РФ. Кроме того, суд отмечает, что истец, согласно позиции высказанной в ходе судебного заседания, законность действий ответчика по начислению ему, как собственнику и потребителю коммунальных услуг, оплаты за указанную услугу, не оспаривает. Однако, несмотря на предусмотренную законодательством возможность начисления управляющей компанией, как исполнителем коммунальных услуг, оплаты за фактически поставленное количество ресурсов, с учетом вышеизложенных положений Правил и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит убедительными доводы иска о нарушении ответчиком прав истца, как потребителя коммунальных услуг, на получение полной и достоверной информации об услуге, за которую ему предъявлена оплата. Суд приходит к данному выводу на основании следующего. Истец ссылается на нарушение ответчиками положений ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", в связи с не предоставлением ей при предъявлении новых начислений информации об используемых расчетных данных, расчетном периоде, о порядке проведения такого расчета и использовавшихся при нем данных для вычисления объема потребленных ресурсов. Согласно вышеизложенному, правоотношения между лицами, участвующими в предоставлении коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Положения названного Закона предписывают лицам, оказывающим потребителям услуги, предоставлять полную и достоверную информацию (ст. 10 Закона). Ответчики являются обладателями информации, касающейся формирования размера сумм оплаты. Указанная информация должна быть в обязательном порядке доведена до лица, обязанного уплатить определенную денежную сумму. При этом, информация должна отвечать определенным требованиям, в том числе, быть достоверной - соответствовать данным объективной реальности; адекватной - позволяющей создавать у получателя соответствующее представление об объекте, процессе формирования; полной - иметь достаточные данные для понимания потребителем с целью принятия решения. Имеющиеся в материалах дела квитанции на оплату коммунальных услуг «электроэнергия общедомовое потребление» не отвечают вышеуказанным требованиям к качеству информации. В квитанциях, предъявленных истцу, не отражены ни размер потребленной электроэнергии за период, предыдущий расчетному период, ни показания приборов учета за тот период, за который произведен расчет за места общего пользования; период, принимаемый для расчета, - то есть потребитель не может проверить правильность начисления платежа в данной части. Кроме того, согласно п.п. «е», «р» п. 49 указанных Правил исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платеже. При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Как следует из содержания Правил, они утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ. Вопреки указанным положениям, ЗАО «УК «Верх-Исетская», являющейся в данных правоотношениях исполнителем коммунальных услуг, несмотря на соответствующее обращение в рамках судебного разбирательства ни лично истцу, ни в материалы дела по предложению суда документов, подтверждающих правильность оспариваемых начислений, сведений из журнала учета показаний ОПУ, предоставлено не было. Таким образом, действия, совершенные с нарушением требований положений указанного нормативного акта Правительства РФ, требований законодательства о защите прав потребителей не могут быть признаны обоснованными Между тем, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является лишь ЗАО «УК «Верх-Исетская». Как установлено судом правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ. Согласно установленным обстоятельствам правоотношения в области предоставления коммунальных услуг возникли между истцом и ответчиком ООО «УК «Верх-Исетская». Признаков правоотношений, регулирующихся законодательством о защите прав потребителя, между истцом и ответчиком ООО «ЕРЦ» судом не усматривается. Исходя из вышеизложенным положений Правил предоставления коммунальных услуг обязанности по предоставлению сведений о начислении коммунальных услуг возложены на исполнителя коммунальных услуг коим является ЗАО «УК «Верх-Исетская» По требованию истца о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет оплаты в соответствии с законодательством, суд считает необходимым указать следующее. В судебном заседании истец заявила об оспаривании обоснованности предъявленной ему оплаты по услуге - «электроэнергия общедомовое потребление». Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сведений о параметрах, подлежащих использованию при расчете оплаты за услугу «электроэнергия общедомовое потребление», ответчиком суду представлено не было, несмотря на направление со стороны суда соответствующего предложения ответчику, не пожелавшему участвовать в судебном разбирательстве. Ответчиком сведений о параметрах, использовавшихся при расчете оплаты за услугу «электроэнергия общедомовое потребление», суду представлено не было, несмотря на направление со стороны суда соответствующего предложения ответчику, не пожелавшему участвовать в судебном разбирательстве. С учетом изложенного, поскольку ответчиком запрошенных судом сведения в обоснование предъявленного истцу начисления, в том числе сведений из журнала учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии за заявленный период не представлено, а данные, имеющиеся в платежных квитанциях не позволяют проверить правильность произведенного начисления, суд считает возможным согласиться с доводами иска о недоказанности ответчиком обоснованности предъявленного истцу размера оплаты за указанную услугу. Между тем, истцом, оспаривающим размер произведенного ему начисления, напротив в исковом заявлении, в приложенном к нему расчете приведены доводы о расчете оплаты за указанную услугу, использованной формуле и показаниях приборов учета, использованных при начислении, полученных при ознакомлении с общедомовым прибором учета. По выводам истца размере оплаты за услугу «электроэнергия общедомовое потребление» должен быть кратно меньше предъявленного ему размера. Ответчиком доводов об оспаривании представленного истцом расчета в отзыве не приведено, в судебном заседании не представлено. С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить и требование иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет предъявленной истцу оплаты за услугу «электроэнергия общедомовое потребление» за период с расчетного месяца - января по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства к порядке производства расчета, предусмотренному приложением № к Правилам предоставления коммунальных услуг с доведением до истца обоснования примененных при расчете показаний прибора учета, тарифов, вычисления коэффициентов, с зачетом в счет будущих платежей необоснованно начисленной и уплаченной истцом суммы по данной услуге за период с ДД.ММ.ГГГГ. Суд соглашается с доводом истца о размере переплаты за указанную услуг, подлежащей зачету как излишне уплаченной по необоснованному начислению, исчисленной с учетом представленного истцом расчета действительного размера оплаты по данной услуге. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет данный иск, и возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет оплаты за услуг «электроэнергия общедомовое потребление», предъявленной по квартире истца по <адрес> в период с января по ДД.ММ.ГГГГ, посредством зачета в счет будущих платежей суммы в размере <Иные данные> рублей, из расчета <Иные данные> рубля (сумма, начисленная истцу к оплате по данной услуге за указанный период, согласно представленным квитанциям) - <Иные данные> рублей (сумма, подлежащая начислению за указанный период по расчету истца, исходя из показаний прибора учета). На основании вышеизложенного суд возлагает данную обязанность на ответчика ЗАО «УК «Верх-Исетская», отказывая в удовлетворении данного иска к ООГО «ЕРЦ». Поскольку доказательств нарушения данным ответчиком требований законодательства при производстве расчета выставленных к оплате сумм, иного расчета начисления, доказательств того, что данный ответчик неправильно производит начисление (неправильно применяет формулы, берет для расчета данные иные, нежели те, что предоставлены ЗАО «УК «Верх-Исетская»), иных доводов о нарушений законодательства данным ответчиком при совершении действий, связанных с начислением оспариваемых сумм, истцом суду не представлено. Иных требований, требований по иным основаниями заявлено не было. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Исаевой <Иные данные> к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская», ООО «Единый расчетный центр» о признании незаконными действий по начислению оплаты коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет, удовлетворить. Обязать ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги предъявленной Исаевой <Иные данные> посредством зачета в счет будущих платежей суммы в размере <Иные данные> рублей <Иные данные> копеек, из суммы, уплаченной истцом за коммунальные услуги «электроэнергия общедомовое потребление» за период с января по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, как необоснованно начисленной. В удовлетворении остальной части исковых требований, в частности в удовлетворении иска к ООО «Единый расчетный центр» отказать. Ответчики, не присутствовавшие в судебном заседании вправе обратиться в Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга с заявлением об отмене настоящего заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи заявления об отмене заочного решения. Судья: