Мотивированное решение изготовлено 25.09.2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 года Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Яковенко М.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставровой <Иные данные> к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, о признании незаконным Распоряжения Главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № о признании нуждающейся в обеспечении жильем; включении в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Ставрова <Иные данные> обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований Ставрова О.П. указала следующее. Она проживает в трехкомнатной квартире общей площадью <Иные данные> кв.м. по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве долевой собственности ФИО7, ФИО5, ФИО8. Она собственником данной квартиры не является. Она является Ветераном Великой Отечественной войны и вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением. Она обращалась к Главе Администрации Верх-<адрес> с заявлением о постановке на учет с целью улучшения жилищных условий. Распоряжением Главы Администрации Верх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в постановке на указанный учет. Повторно в постановке на жилищный учет ей было отказано письмом Председателя Комитета по жилищной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что ее семья обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы. Ставрова О.П. просила признать незаконным Распоряжение Главы Администрации Верх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан и совместно проживающих с ним членов семьи на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования Ставровой <Иные данные>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи пять человек»; признать за ней право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ», исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м., и в связи с этим право на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; обязать Администрацию Верх-Исетского района города Екатеринбурга улучшить ее жилищные условия в соответствии с данными правами (л.д.5-7). ДД.ММ.ГГГГ Ставрова <Иные данные> уточнила требования (л.д.21-23), дополнительно просила признать ее нуждающейся в обеспечении жильем и обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга поставить ее на данный учет; обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, утвердить его и направить в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Ставрова <Иные данные> представила заявления об отказе от требований о признании за ней права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ», исходя из общей площади жилья на одного человека <Иные данные> кв.м., и в связи с этим права на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; обязании Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, его утверждении и направлении в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения (л.д.89). Истец Ставрова О.П. о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление (л.д.154) о рассмотрении дела в ее отсутствие, при участии ее представителей. Представители истца, действующие на основании доверенностей (л.д.20,87), на требованиях настаивали, просили иск удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель истца пояснил, что поскольку в жилом помещении по адресу: <адрес> фактически проживают пять человек, норма общей площади на каждого члена семьи составляет 9,98 кв.м., что менее учетной нормы, другого жилого помещения для проживания Ставрова О.П. не имеет. Представитель ответчика Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующий на основании доверенности (л.д.158), возражал против требований Ставровой О.П., просил в иске отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что поскольку в данном жилом помещении зарегистрировано три человека, правнук ФИО4 зарегистрирован в жилом помещении своего отца по адресу: <адрес>, внук ФИО5 зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>, обеспеченность Ставровой О.П. и членов ее семьи более учетной нормы. В связи с чем Распоряжение Главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р, согласно которому Ставровой О.П. было отказано в постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, является законным и обоснованным. Ответчик Администрация города Екатеринбурга о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил. Третьи лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.155-156). Суд, с учетом мнения участников процесса, характера заявленных требований, определил рассмотреть дело при данной явке. В соответствии ч.3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Из анализа указанной нормы следует, что по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Соответствующие указания могут содержаться как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации. Федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, определяя, что та или иная категория граждан может получать жилье в социальный наем, вводя дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, может установить иной порядок предоставления жилья. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ, внесены в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» изменения: в подпункте 4 статьи 17 слова «вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ», исключить, слова «Указанные лица, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации», заменить словами «Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз». В соответствии со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №199-ФЗ; от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ; от ДД.ММ.ГГГГ №327-ФЗ; от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п.»а»-«ж», «и» пп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войн, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне ДД.ММ.ГГГГ, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, подлежат постановке на жилищный учет участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ставровой О.П. было подано заявление о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области Главе Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (л.д.47-48), в котором указан состав семьи пять человек. Вместе с вышеуказанным заявлением истцом были представлены все необходимые документы для постановки на данный учет, в том числе справка с места регистрации, согласно которой в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: истец - Ставрова <Иные данные>, ее дочь ФИО7 - собственник, ФИО8 - дочь собственника. В соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере <Иные данные> кв.м. общей площади на одного человека. <адрес> жилого помещения по адресу: <адрес> составляет <Иные данные> кв.м (л.д.50), в связи с чем, обеспеченность общей площадью зарегистрированных в данном жилом помещении на каждого члена семьи составляет <Иные данные> кв.м., что более учетной нормы. На основании Распоряжения Главы Администрации Верх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования» Ставровой О.П. было отказано в принятии на данный учет, с составом семьи пять человек, так как обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет более учетной нормы Вышеуказанное Распоряжение Главой Администрации Верх-<адрес> вынесено на основании представленных Ставровой О.П. документов, которыми не подтверждается факт проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, пяти человек. Учитывая изложенное, суд отказывает Ставровой О.П. в удовлетворении ее требования о признании незаконным Распоряжения Главы Администрации Верх-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан и совместно проживающих с ним членов семьи на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования Ставровой <Иные данные>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи пять человек». Вместе с тем, требования об обязании Администрации <адрес> признать ФИО9 нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на данный учет, суд находит подлежащими удовлетворению в связи со следующим. Судом установлено, что Ставрова <Иные данные> является ветераном Великой Отечественной войны (л.д.15), фактически проживает и зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью <Иные данные> кв.м. (л.д.124), расположенной по адресу: <адрес>. В жилом помещении зарегистрированы: истец Ставрова О.П., ее дочь, являющаяся собственником данного жилого помещения - ФИО7, а также дочь собственника ФИО8. На основании договора передачи квартиры в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51) собственниками вышеуказанного жилого помещения являются: ФИО7, ФИО8 и ФИО5. Таким образом, собственники жилого помещения в силу ч.1 ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляют права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им жилым помещением в соответствии с его назначением. Как пояснил представитель истца, в связи с тем, что Ставровой О.П. была выделена отдельная комната для проживания в квартире по адресу: <адрес>, ее внук - ФИО5 вынужден проживать в общежитии по адресу: <адрес>. Согласно ответу ООО Управляющая компания «СУЭРЖ-СК» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.93) регистрация по месту жительства ФИО5 произведена в комнате на койко-место, количество зарегистрированных в комнате - два человека. Статус многоквартирного дома, за исключением комнат, заселенных покоечно, снят Постановлением Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что ФИО5 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, он также имеет право пользования данным жилым помещением, несмотря на то, что на настоящий момент зарегистрирован в комнате -койко-место в общежитии. Согласно пояснениям свидетелей ФИО10, ФИО12 в жилом помещении по адресу; <адрес> вместе со своей матерью ФИО8 проживает ее сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.60). Сомневаться в правдивости показаний данных свидетелей у суда отсутствуют основания, поскольку их показания согласуются с иными доказательствами по делу. Судом установлено, что ФИО4 зарегистрирован по месту регистрации и месту жительства своего отца ФИО10 по адресу: <адрес> (л.д.42). Вместе с тем, свидетель ФИО10 пояснил, что его сын фактически проживает со своей матерью, с которой у него брак не зарегистрирован, по адресу: <адрес> несовершеннолетний ребенок не проживает. В силу ч.3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Как следует из пояснений свидетеля ФИО10, по устному соглашению с ФИО8, их сын проживает вместе с матерью по адресу: <адрес>. Фактическое проживание несовершеннолетнего ребенка ФИО4 в жилом помещении вместе с матерью ФИО8 по адресу: <адрес>, подтверждается представленными истцом документами: справкой МУ Детская городская больница № поликлиника № (л.д.122); справкой МКУ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д.157). Кроме того, сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. По смыслу Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом и не влияет на права граждан на жилое помещение, постановка на учет и снятие с регистрационного учета не влияют на право граждан состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в жилом помещении по адресу; <адрес> фактически проживают: истец - Ставрова О.П., ее дочь ФИО7, внучка ФИО8, правнук ФИО4, внук ФИО5, являющийся собственником данного жилого помещения, имеющий право пользования данным жилым помещением. Учитывая изложенное, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет (<Иные данные> кв.м.) на каждого члена семьи, что менее учетной нормы, что является основанием для принятия Ставровой О.П. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования. Суд удовлетворяет требования Ставровой О.П., в связи с чем, обязывает Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга признать ФИО9 нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на данный учет. В удовлетворении требований Ставровой О.П. к Администрации города Екатеринбурга суд отказывает, в связи с тем, что Администрация города Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании ст. 98 ГПК Российской Федерации суд взыскивает в пользу Ставровой О.П. с Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга расходы по госпошлине в размере 200 руб., которые подтверждаются квитанцией об оплате (л.д.8). Иных требований, равно, как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено. Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ставровой <Иные данные> к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга удовлетворить частично. Обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга признать Ставрову <Иные данные> нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на данный учет. Взыскать с Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в пользу Ставровой <Иные данные> расходы по госпошлине в размере <Иные данные> руб. В удовлетворении остальной части иска Ставровой <Иные данные> к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга - отказать. В удовлетворении иска Ставровой <Иные данные> к Администрации города Екатеринбурга - отказать Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга. Судья: