Мотивированное решение изготовлено
27.02.2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2012г.
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Ивановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбоновой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные> к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №) о признании права на страховое обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был принят на работу в ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» формовщиком изделий, конструкций и строительных материалов.
ДД.ММ.ГГГГ в результате несчастного случая на производстве ФИО6 погиб, уволен с предприятия ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 ст.83 ТК РФ.
В связи со смертью ФИО6 его жене ФИО2 и детям Руфъатовой М.Г. и Руфъатовой С.Г. было назначено страховое обеспечение по потере кормильца.
Однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ Филиал № Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ уведомил Курбонову Б.Б. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ выплаты получателям по потере кормильца прекращаются.
Просили признать незаконным прекращение страховых выплат по потере кормильца и признать за ФИО2, Руфъатовой М.Г. и Руфъатовой С.Г. право на страховое обеспечение – выплаты по потере кормильца.
В судебное заседание истец ФИО2, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей Руфъатову М.Г. и Руфъатову С.Г. не явилась, представлять интересы истцов доверила представителям.
Представитель истца ФИО2 – ФИО9 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивал (л.д.3, 82).
В судебном заседании представитель истцов Руфъатовой М.Г. и Руфъатовой С.Г. – ФИО10, действующая по доверенности (л.д.45), исковые требования поддержала, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО11, действующая по доверенности (л.д.83), в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать. Суду представила возражения на иск (л.д.85).
Представитель третьего лица ООО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» (правопреемник ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор») – Стёпин А.Б., действующий по доверенности (л.д.84), в судебном заседании исковые требования истцов поддержал, пояснил, что разрешение на работу предоставлялось ФСС, что подтверждается выплатами, которые производил Фонд. Суду представил отзыв (л.д.139).
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был принят на работу в ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» формовщиком изделий, конструкций и строительных материалов (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ в результате несчастного случая на производстве ФИО6 погиб; уволен с предприятия ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 ст.83 ТК РФ (л.д.24).
На иждивении у погибшего ФИО6 находились иждивенцы – жена ФИО2 и дети Руфъатова М.Г. и Руфъатова С.Г.
В связи со смертью ФИО6 его жене ФИО2 и детям Руфъатовой М.Г. и Руфъатовой С.Г. было назначено страховое обеспечение по потере кормильца.
Однако, с ДД.ММ.ГГГГ выплаты получателям страхового обеспечения по потере кормильца были прекращены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрены такие, как обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и обеспечение права на обязательное социальное страхование. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации особо закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантируя его обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом (ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФИО1 которому обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
Названный Федеральный закон предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии со ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
ФИО1 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации, одной из обязанностей работодателя является осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ.
Положения ст.1085 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к трудовым правоотношениям.
Статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, § 2 главы 59, регулируется порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей.
ФИО1 ст.7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая, которым признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Обеспечение по страхованию - это страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти.
ФИО1 пунктам 1 и 2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, право на обеспечение по страхованию со дня наступления страхового случая имеют сами застрахованные, а также в случае их смерти иные перечисленные в этой статье лица.
К таким лицам относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
ФИО1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
ФИО1 п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 того же Закона работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941, которым утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.
В соответствии с пунктами 5 и 6 названного Положения работодателю вменяется в обязанность получение в территориальном органе внутренних дел для каждого иностранного работника разрешения на работу и обязанность передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации (пункт 21 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу).
Вместе с тем иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации только при наличии разрешения на работу (пункт 4 статьи 13 Закона).
Таким образом, обязанности работодателя обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу корреспондирует обязанность иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность только после получения такого разрешения.
ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой России по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения (п.2).
Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения (п.4).
Для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу России:
заявление;
предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами (п.5).
Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в пункте 5 настоящего Положения (п.7).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» и ФИО6 был заключен срочный трудовой договор до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
ФИО6 было выдано разрешение на работу со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
ФИО1 личной карточке работника формы Т-2, работодатель внес сведения о работе ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» и ФИО6 был заключен срочный трудовой договор до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ в результате несчастного случая на производстве (имевшего место ДД.ММ.ГГГГ) ФИО6 погиб.
В рамках СНГ вопросы возмещения вреда, причиненного в результате несчастных случаев, регулируются отдельным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
ФИО1 указанному международному договору, выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, производятся работникам, ранее работавшим на предприятиях, а в случае их смерти - лицам, имеющим право на возмещение вреда, являющимся гражданами и имеющим постоянное местожительство на территории любой из сторон Соглашения.
Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья, смерти, производится работодателем стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
Однако указанные правила в отношении иностранных работников на территории Российской Федерации применяются при наличии заключенных трудовых договоров и соблюдении установленных российским законодательством требований.
Фонд социального страхования РФ в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснил следующее.
На практике встречаются факты незаконного привлечения иностранных граждан к выполнению работы по трудовым договорам, либо без наличия у работодателя разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников, либо при отсутствии соответствующего разрешения на работу у иностранного гражданина.
Поскольку с иностранными гражданами, не имеющими разрешения на работу, не может быть заключен трудовой договор, то данные лица, без законных оснований принятые на работу, не подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Между тем, судом установлено, что ОАО «Бетфор» производило отчисления на работника ФИО6 в Фонд социального страхования (л.д.51).
Поскольку работодатель ФИО6 - юридическое лицо, которое осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и, соответственно, участвует в формировании финансовой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации, то оно не несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью своих работников.
После смерти ФИО6 Филиал № ГУ – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ назначило и производило до марта 2011г. страховое обеспечение ФИО2, Руфъатовой М.Г. и Руфъатовой С.Г., и только впоследствии Фонд выявил отсутствие разрешения на работу ФИО6, хотя письмом от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес> уведомляло Фонд о невозможности подтвердить выдачу разрешения на работу ФИО6 ввиду заархивирования базы данных (л.д.93 оборот).
ФИО1 ответа на запрос УФМС России по <адрес> (л.д.137), документы, поданные для получения разрешений на работу иностранного гражданина, хранятся в архиве в течение пяти лет. Таким образом, предоставить сведения о получении разрешения на работу в 2006г. не представляется возможным.
Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что работодателем было получено разрешение на работу ФИО6, поскольку данный работник заключал трудовой договор не впервые, ранее получал соответствующее разрешение на работу; отчисления в Фонд социального страхования работодатель за него производил; иждивенцы погибшего получали соответствующую страховую выплату со смерти ФИО6 в 2006г. до марта 2011г.
Таким образом, прекращение страховых выплат по потери кормильца суд признает незаконным и считает возможным признать за истцами право на страховое обеспечение – выплаты по потере кормильца, что соответствует положениям ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации.
Иных требований сторонами не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Курбоновой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные> к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №) о признании права на страховое обеспечение удовлетворить.
Признать незаконным прекращение страховых выплат по потери кормильца и признать за Курбоновой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные>, Руфъатовой <Иные данные> право на страховое обеспечение – выплаты по потере кормильца.
Решение в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья