Дело № 2-871/2012 решение по иску Асановой С.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области



Мотивированное решение изготовлено

20.03.2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2012г.    

                

    Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Куропаткиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асановой <Иные данные> к Управлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил о взыскании оплаты за дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования следующим.

В 1986 году истец принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет удостоверение участника ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г. серии Р , выданное Правительством Свердловской области.

С 1996г. по настоящее время является сотрудником МВД России; начальником отделения Федеральной миграционной службы по Свердловской области в Ленинском районе в звании майор внутренней службы.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец имеет гарантию использования ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

До 2011г. эта гарантия соблюдалась работодателем неукоснительно, однако в сентябре 2011г. истцу Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области на основании рапорта был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, однако дни отпуска не оплачивались.

Истец просил взыскать с ответчиков положенную оплату за дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней в сумме <Иные данные> рубля.

В судебное заседание истец не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала по предмету и основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области Мухлынин В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, в иске просил отказать. Считает надлежащим ответчиком Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил Хмылова Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать. Считает надлежащим ответчиком работодателя истца.

Представитель третьего лица ФМС России в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено судом и не оспаривается сторонами, что в 1986 году истец принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет удостоверение участника ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г. серии Р , выданное Правительством Свердловской области.

С 1996г. по настоящее время является сотрудником МВД России; начальником отделения Федеральной миграционной службы по Свердловской области в Ленинском районе в звании майор внутренней службы.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец имеет гарантию использования ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).

В пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон), определяют порядок:

оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона, полученного гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

выплаты получателям единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском в зависимости от времени проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, предусмотренной пунктом 2 части первой статьи 18 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона.

В силу п.2 Правил, получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Согласно п.п. 4 и 5 по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, в которых указываются:

а) фамилия, имя, отчество получателя;

б) размер выплачиваемых средств;

в) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту жительства получателя и его почтовый адрес либо реквизиты счета, открытого им в кредитной организации.

Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Из преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены оспариваемые Правила, следует, что оно принято в целях реализации Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон).

Согласно ст.2 Закона, отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются данным Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих этому Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Частью 1 ст.3 Закона, гражданам Российской Федерации гарантированы установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона.

При этом, в силу ч.2 ст.4 Закона, меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 1 ст. 56 данного Кодекса возлагает обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы на работодателя.

Между тем, из ст. 5 Закона видно, что предусмотренные им возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм Законом на работодателя не возложена.

Таким образом, работодатель не обязан производить оплату таких отпусков работникам и указанные Правила Трудовому кодексу Российской Федерации не противоречат.

Аналогичная позиция высказана в Решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ».

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком является Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил.

Согласно справке УФМС по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), денежное довольствие истца за 14 дней нахождения в неоплачиваемом отпуске составляет, согласно начислению работодателя, <Иные данные> рубля.

Ответчиком Управлением социальной защиты населения данный расчет не опровергнут; свой расчет, согласно ст.56 ГПК РФ, не представлен.

Таким образом, суд берет за основу расчет, представленный работодателем истца и взыскивает с надлежащего ответчика в пользу истца за счет средств федерального бюджета оплату за дополнительный отпуск истцу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере <Иные данные> рублей <Иные данные> коп. (с указанной суммы подлежат удержанию налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Иных требований, равно как и иных доводов, как того требует ст.56 ГПК РФ, суду не заявлено.

В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика в доход государства не подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку ответчик от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Асановой <Иные данные> к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил о взыскании оплаты за дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил в пользу Асановой <Иные данные> за счет средств федерального бюджета оплату за дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере <Иные данные> рублей <Иные данные> коп. (с указанной суммы подлежат удержанию налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В иске к Управлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.

Судья