Решение изготовлено в окончательном виде 16 марта 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2012 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бадамшиной Л. В.,
при секретаре Хуршудян Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова <Иные данные>, Казакова <Иные данные>, Казаковой <Иные данные> к Казакову <Иные данные> о признании права собственности, по встречному иску Казакова <Иные данные> к Казакову <Иные данные>, Казакову <Иные данные>, Казаковой <Иные данные> о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Казаков В.В., Казаков С.В., Казакова Н.А. обратились в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать и бабушка – Степанова М.И., которая являлась собственником объекта недвижимости: жилого дома со служебными постройками и ограждениями, находящегося по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Степанова М.И. составила завещание, в соответствии с которым указанный дом с постройками и ограждениями завещала в равных долях своим внукам Казаковым В.В., С.В., Ю.В. Однако в данном завещании была допущена ошибка в написании фамилии – вместо верной «Казаков», указано «Козаков». Кроме того, на момент смерти Степановой М.И., ее дочь Казакова Н.А. находилась на пенсии, вследствие чего являлась нетрудоспособной и имела право на обязательную долю в наследстве. Истцы фактически приняли наследство после смерти бабушки – продолжали проживать в доме, пользовались домом и участком, произвели ремонт дома, оплачивали коммунальные платежи, налоги. Просили произвести раздел наследственного имущества и признать в порядке наследования за Казаковой Н.А. право собственности на 2/3 доли, за Казаковыми В.В., С.В., Ю.В. право собственности по 1/9 доли дома со служебными постройками и ограждениями, расположенного по адресу: <адрес>.
Казаков Ю.В., не согласившись с вышеназванным определением долей, обратился со встречным иском, просил признать за Казаковой Н.А. 6/27, а за Казаковыми Ю.В., В.В., С.В. по 7/27 доли в праве собственности на жилой <адрес> в г. Екатеринбурге.
Казаковы Н.А., С.В., В.В., Казаков Ю.В. и его представитель Доценко С.А. в судебном заседании поддержали свои требования и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Третьи лица – УФМС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Фокина Т.Б., Степановы А.Б., А.Б., Мишин С.Н., Кубасов Е.Н., Улитин Л.Н., Ларионов С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Степанова <Иные данные> умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 21).
В силу ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, днем открытия наследства является день смерти гражданина, соответственно в наследственную массу входит все имущество, находящееся в собственности наследодателя на момент его смерти.
На момент своей смерти, Степанова М.И. являлась собственником объекта недвижимости: жилого дома со служебными постройками и ограждениями, находящегося по адресу: <адрес> (л.д.27,47).
В силу ст. 527 ГК РСФСР ( действовавший на момент открытия наследства) наследование осуществляется по закону и по завещанию. Согласно ст. 546 ч. 2 ГК РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал заявление о принятии наследства нотариальному органу по месту открытия наследства.
ДД.ММ.ГГГГ Степанова М.И. составила завещание, в соответствии с которым жилой дом со служебными постройками и ограждениями, находящийся в <адрес> завещала в равных долях своим внукам Козаковым В.В., С.В., Ю.В. (л.д.22). Как указали истцы, в фамилии была допущена ошибка.
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь – дети, супруг и родители умершего; во вторую очередь- братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода (ст.535 ГК РСФСР).
Судом установлено, что наследниками по закону после смерти Степановой М.А. остались ее дети – Старостенко А.А., Степанов Б.А. и Казакова Н.А. Факт данных родственных отношений не оспаривался в судебном заседании.
Однако, после смерти Степановой М.И. никто к нотариусу за оформлением своих прав, во время не обратился, что подтверждается ответом на судебный запрос (л.д.45,75,109). При этом, суд считает установленным, что истцы приняли наследство фактически - продолжали проживать в доме, пользовались домом и участком, произвели ремонт дома, оплачивали коммунальные платежи, налоги. Данный факт подтверждается материалами дела (л.д.15-20) и не оспаривался в судебном заседании.
Кроме того, Казакова Н.А. на момент смерти своей матери находилась на пенсии (59 лет), вследствие чего являлась нетрудоспособной и имела право на обязательную долю в наследстве. Она также приняла наследство фактически, поскольку продолжала проживать в доме.
Степанов <Иные данные> умер в 2006 году. На момент смерти своей матери, ему было 62 года, и он также имел право на обязательную долю в наследстве. Его наследники первой очереди – Фокина Т.Б., Степанов А.Б., Степанов А.Б., Степанов Н.Б. (умер в январе 2001 года, его наследники: Кубасова Е.Н., Мишина С.Н.) направили в суд заявления о том, что на наследство после смерти Степановой М.И. не претендуют (л.д.63,67,72).
Старостенко А.А. на момент смерти Степановой М.И. было 44 года, она умерла в 2006 году. Ее наследники – Улитина А.Н. и Илларионова С.В. также не претендуют на наследство (л.д.95,103).
В соответствии с ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству лицам в соответствии с завещанием или законом.
При установленных обстоятельствах, суд признает право собственности на 7/27 долей в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> за Казаковыми В.В., С.В., Ю.В., а за Казаковой Н.А. право собственности на 6/27 доли.
Иных требований, либо требований по иным основаниям, на рассмотрение суда не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12,56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Казаковым <Иные данные> право собственности на 7/27 доли в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Казаковым <Иные данные> право собственности на 7/27 доли в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Казаковым <Иные данные> право собственности на 7/27 доли в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Казаковой <Иные данные> право собственности на 6/27 доли в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда в части признания за Казаковым В.В., Казаковым С.В., Казаковой Ю.В. права собственности на 7/27 доли в праве собственности, а за Казаковой Н.А. права собственности на 6/27 доли в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, является основанием для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья