Дело № 2-1639/2012 решение по исковому заявлению Королева Э.Н. к ГУФСИН России по Свердловской области



Мотивированное решение

изготовлено 31.07.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Майоровой И.В.

при секретаре Рзаевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Королева <Иные данные> к ГУФСИН России по Свердловской области о взыскании компенсации за причиненный вред здоровью, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец Королев Э.Н. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в обоснование которого указал следующее.

<Иные данные>

<Иные данные>

Как считает истец, из вышеуказанного следует, что сотрудники ГУФСИН, из-за ненадлежащих условий содержания, санитарно-бытовых условий, медицинского обследования и лечения, причинили вред здоровью истца, который представляет серьезную угрозу для его жизни.

Более того, истец указывает, что, испытав нравственные переживания из-за опасности прогрессирования болезни, скорой смерти и возможности не выхода на свободу к семье, он получил глубокую психологическую травму, отпечаток на эмоциональном состоянии. Помимо этого, ДД.ММ.ГГГГ МСЭ истец впервые признан инвали<адрес> группы. Тем самым истец считает, что сотрудниками ГУФСИН ему был причинен моральный вред.

    Указав изложенные выше фактические обстоятельства в своем заявлении, истец просит взыскать с ГУФСИН России по <адрес> в счет компенсации вреда здоровью <Иные данные> руб., компенсацию морального вреда в размере <Иные данные> руб.

    Истец в судебное заседание не явился, отбывает наказание в виде лишения свободы, в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <адрес>. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, указав, что доказательством, подтверждающим ненадлежащее содержание под стражей и неоказание медицинской помощи, является медицинская карта истца.

Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> ФИО3., действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признал, считает их не подлежащими удовлетворению. Свое мнение по иску изложил в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, считает их не подлежащими удовлетворению. Свое мнение по иску изложила в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Представитель ответчика ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

    Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.

    Согласно ст.4 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Согласно ч.6 ст.12 УИК Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с ч.5 ст.29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , организуется в порядке, установленным приказом Минздравсоцразвития РФ , Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

В соответствии с пунктом 120 упомянутых выше Правил все осужденные, прибывшие в Учреждение, на срок до 15 суток помещаются в карантинное отделение, где проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, включающую в себя помывку, обработку одежды в дезкамере, короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), подмышечных впадин. Объемы и полнота указанных мероприятий могут определяться медицинскими показаниями. В период пребывания в карантинном отделении осужденные проходят обязательное медицинское обследование, включающее врачебный осмотр, рентгено-флюорографическое, лабораторное исследование, при необходимости применяются другие методы исследований. Полученные при обследовании данные регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, неоднократно судимый, ДД.ММ.ГГГГ осужден Алапаевским городским судом <адрес> и признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.158 ч.1, ст.228 ч.1, ст.69 ч.2 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы строго режима.

Постановлением Камышловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ окончательное наказание истцу определено 3 года 6 месяцев лишения свободы строгого режима. Начало срока отбытия наказания ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец содержался в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – ООБ при ИК-2 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – ООБ при ИК-2 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – ФКУ ЛИУ-51 <адрес> (л.д. 12).

<Иные данные>

Данные диагнозы подтверждаются и медицинским заключением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

<Иные данные>

    Таким образом, заболевание туберкулез было выявлено у истца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в ФКУ ЛИУ-51 <адрес>, где и содержится по настоящее время.

    Согласно сведениям ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по <адрес>, осужденный ФИО1 находился в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На флюорографии легких от ДД.ММ.ГГГГ флюорографическое исследование без патологии. Сроки проведения и кратность флюорографических исследований в учреждении не нарушались. ФИО1 выбыл из учреждения ДД.ММ.ГГГГ

<Иные данные>

    В соответствии с п. 315 Приказа Минздравсоцразвития РФ , Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее - Приказ ) руководство Учреждений обеспечивает организацию и проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, в том числе санитарно-просветительную работу по вопросам профилактики, раннего выявления туберкулеза и контролируемого лечения больных, страдающих туберкулезом.

Согласно п. 317 Приказа основными принципами оказания противотуберкулезной помощи являются:

- активная профилактика туберкулеза;

- ранняя диагностика туберкулеза (особенно бациллярных форм туберкулеза легких) и их эффективное лечение;

-    своевременное направление выявленных больных в противотуберкулезные
медицинские организации;

- своевременное выявление лиц, контактировавших с больными туберкулезом, их обследование, профилактическое лечение, диспансерное наблюдение;

- изолированное и раздельное содержание:

больных активным туберкулезом от лиц, не состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания;

лиц, наблюдающихся в "О" группе диспансерного учета (далее - ГДУ), от больных I и ИГДУ;

больных, состоящих на учете в I ГДУ, от лиц, состоящих на учете во II ГДУ;

больных, выделяющих микобактерии туберкулеза (далее - МБТ), от других больных активным туберкулезом;

бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ) и полирезистентностью от других больных, выделяющих МБТ;

проведение диспансерного учета, диагностических мероприятий, а также лечения больных туберкулезом в установленном порядке;

преемственность в диагностике, лечении и диспансерном наблюдении больных туберкулезом с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения;

этапность при проведении противотуберкулезных мероприятий;

обязательное соблюдение противоэпидемического режима.

К числу учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, законом отнесены также лечебные исправительные учреждения, в которых в соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ отбывают наказание осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. При осуждении таких лиц им должен назначаться вид исправительного учреждения в соответствии со ст. 58 УК РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 74 УИК РФ в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 указанного Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Под лечением в уголовно-исполнительной системе рассматривают разновидность специализированной медицинской помощи, которую оказывают как в рамках уголовно-исполнительной системы, так и в порядке, предусмотренном ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (лица, отбывающие наказание, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет бюджетов всех уровней) в добровольном и принудительном порядке. К недобровольному (принудительному) лечению отнесены: 1) специальное лечение в медицинских учреждениях закрытого типа (п. «г» ч. 3 ст. 78 УИК); 2) обязательное лечение, применяемое по решению медицинской комиссии к осужденным, к ограничению и лишению свободы, аресту и больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания (ч. 3 ст. 18 УИК); 3) принудительные меры медицинского характера, применяемые по решению суда к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Инструкцией «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осуждённых на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определен порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Действие указанной Инструкции распространяется на исправительные учреждения и следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (УИС).

Пунктом 22 указанной выше Инструкции установлено, что осужденные, больные активным туберкулезом, после окончания курса стационарного лечения в лечебно-профилактическом учреждении направляются для дальнейшего лечения в лечебные исправительные учреждения в соответствии с решениями ФСИН России.

В соответствии с совместным Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» основаниями для перевода осужденных в связи с болезнью могут быть в том числе: обнаружение особо опасной инфекции; обнаружение заболевания осужденного туберкулезом; соматическое заболевание, требующее стационарного лечения.

    Учитывая инкубационный период развития туберкулеза легких от нескольких месяцев до нескольких лет, первичный контакт с источником мог произойти как в период нахождения до мест заключения под стражу, так и в период пребывания в исправительном учреждении. В связи с чем невозможно установить причинно-следственную связь между заболеванием ФИО1 туберкулезом легких и отбыванием наказания в ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по <адрес> и СИЗО-2 <адрес>.

Доводы истца о ненадлежащем его содержании в СИЗО -2 <адрес>, ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по <адрес> никакими доказательствами объективно не подтверждены, и не могут быть приняты судом как достаточные и бесспорные доказательства по делу. Сам факт наличия заболевания туберкулезом у ФИО1 не может являться основанием для установления вины в действиях ответчика, так как туберкулез, как указывалось выше, хроническое заболевание и факт нахождения истца в СИЗО-2 <адрес> и ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по <адрес> является неспецифическим фактором риска заболевания туберкулезом, который может лишь способствовать снижению защитных сил организма, сопротивляемости к инфекциям. К факторам, которые могут способствовать развитию туберкулеза у истца, относиться наличие у него ВИЧ инфекции и Гепатита «С».

    Суд, исходя из анализа вышеприведенных положений уголовно-исполнительного законодательства, а также совокупности исследованных обстоятельств и доказательств по делу, не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации за причиненный вред здоровью и компенсации морального вреда.

    Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований, равно. Как иных доводов и доказательств суду не заявлено и не представлено.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Королева <Иные данные> к ГУФСИН России по Свердловской области о взыскании компенсации за причиненный вред здоровью, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья /подпись/.

Копия верна. Судья                                И.В.Майорова

Секретарь                                         С.А.Рзаева