Решение изготовлено в окончательном виде 15 апреля 2012 года
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2012 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Бадамшиной Л.В.,
при секретаре Хуршудян Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирзнер <Иные данные> к Мохову <Иные данные> Сбербанку России, Управлению пенсионного фонда Ленинского района г. Екатеринбурга о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Кирзнер Н.Л. обратилась в Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 05 ноября 2010 года умер ее отец – Мохов <Иные данные>. После его смерти открылось наследство в виде денежных сумм, находящихся на счетах в Уральском банке Сбербанка России, а также недополученной пенсии. В установленный законом срок, истец не смогла вступить в права наследования, поскольку не знала о наличии счетов. Просит суд восстановить ей срок для принятия наследства после смерти Мохова Л.В. и признать за ней право собственности на вклады, открытые в Сбербанке России и недополученную пенсию.
Истец Кирзнер Н.Л. в судебном заседании поддержала требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнениях, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчики Мохов А.Л., Сбербанк России, Управление пенсионного фонда Ленинского района г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Сбербанка России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Мохов <Иные данные> умер 05 ноября 2010 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.14).
Истец Кирзнер <Иные данные> (до заключения брака - Мохова) приходится дочерью наследодателю, что подтверждается ее свидетельствами о рождении (л.д.13), справкой о заключении брака (л.д.12).
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
После смерти Мохова Л.В. открылось наследство в виде денежных вкладов, находящихся на лицевых счетах в Уральском банке ОАО «Сбербанк России», открытых на его имя, за которые положена компенсация, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2009г. № 1092 «О порядке осуществления в 2010 года компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном Банке Российской Федерации», а также недополученной пенсии (л.д.26,51).
Кирзнер Н.Л. в установленный законом шестимесячный срок не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что подтверждается ответом нотариуса (л.д.22).
Таким образом, судом установлено, что наследник, претендующий на получение свидетельства о праве на наследство в течение шести месяцев, установленных законом, не обратился к нотариусу с указанным заявлением о принятии им наследства.
В соответствии со ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Истец указала, что срок для принятия наследства ей пропущен по уважительной причине - так как она не знала о наличии счетов.
Суд признает причину пропуска принятия наследства Кирзнер Н.Л. уважительной. О том, что ей пропущен срок для принятия наследства, она узнала в сентябре 2011 года, в связи с тем, что возникло право на компенсационные выплаты по вкладам. Данное обстоятельство подтвердил свидетель Кирзнер Д.А.. Обратилась Кирзнер Н.Л. в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска срока отпали. Поэтому суд восстанавливает истцу пропущенный 6-ти месячный срок, признает Кирзнер Н.Л. наследником, принявшим наследство.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку Мохов А.Л. своих прав на наследство не заявил, а иных наследников первой очереди после смерти Мохова Л.В. судом не установлено, суд считает возможным признать за Кирзнер Н.Л. право собственности на наследство, открывшееся после смерти ее отца Мохова Л.В. в виде денежных вкладов и недополученной пенсии, и удовлетворяет требования истца.
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12,56, 194-198,233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Кирзнер <Иные данные> срок для принятия наследства и признать наследника Кирзнер <Иные данные> принявшей наследство, после смерти отца Мохова <Иные данные>, умершего 05 ноября 2010 года.
Признать за Кирзнер <Иные данные> право собственности на наследство, открывшегося после смерти Мохова <Иные данные> последовавшей 05.11.2010г. в виде:
денежных средств на:
пенсионном счете № в филиале № Екатеринбургского отделения Сбербанка России согласно сберегательной книжке № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мохова <Иные данные>;
счете №, вид вклада - универсальный, в Ленинском отделении Сбербанка России №;
государственной пенсии по инвалидности, находящейся в Управлении пенсионного фонда Российской Федерации Ленинского района г. Екатеринбурга.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья