причнение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего



Дело № 1-86

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края,

в составе председательствующего судьи Мошевой Э.И.,

с участием государственного обвинителя Третьякова М.В.,

подсудимого Шатрова В.Б.

адвоката Каруновой Н.В., предоставившей удостоверение и ордер №100510,

потерпевшей Е.,

при секретаре Марковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино уголовное дело в отношении Шатрова В.Б., <данные изъяты> ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

у с т а н о в и л :

28 января 2011 года Шатров В.Б., находясь в <адрес>, после распития спиртного со своей сожительницей Е. и возникшей между ними ссоры, вызванной личной неприязнью, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью Е., при этом осознавая, что Е., ввиду заболевания ног, фактически не передвигается, не может оказать должного сопротивления, защитить себя, то есть находится в беспомощном состоянии, руками и ногами нанес ей не менее шести ударов по голове, не менее пяти ударов по грудной клетке и животу и не менее восьми ударов по левому предплечью и кистям.

В результате умышленных преступных действий Шатрова В.Б. потерпевшей Е. была причинена тупая сочетанная травма тела: закрытая черепно-мозговая травма, закрытая травма груди, закрытая травма живота. То есть опасные для жизни повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью, обусловившие смертельный исход. Кроме того, причинены кровоподтеки на левом предплечье, кистях.

Причиняя Е. телесные повреждения, Шатров В.Б. не предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде смерти Е., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности, поскольку наносил ей множественные удары, в том числе в жизненно важный орган - голову, должен был и мог предвидеть эти последствия.

От полученных повреждений она скончалась, ее труп был обнаружен в ночное время 29 января 2011 года в доме по вышеуказанному адресу.

Подсудимый Шатров В.Б. вину в содеянном признал частично и пояснил, что с сожительницей проживает на протяжении шести лет. В последний год Е. не могла ходить, постоянно лежала, вставала только при помощи его. Он ухаживал за ней, сам менял ей одежду, белье, мыл, готовил ей пищу. Иногда они совместно с ней распивали спиртные напитки. 28 января 2011 года в течение дня с сожительницей Е. употребляли разведенный спирт. Пьяная она обмочилась, он разозлился на неё, снял с неё халат, несколько раз ударил рукой по лицу. Прекратил избиение когда она закричала. От ударов он разбил ей нос, губу. После этого ещё употребляли спиртное. Затем опьянев лег спать на ту же кровать где лежала Е.. Когда проснулся она лежала на полу возле кровати, мертвая. О случившемся рассказал соседям попросил вызвать милицию, скорую помощь. Удары по телу Е. не наносил.

Кроме частичного признания своей виновность подсудимого в совершении преступления подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Так, потерпевшая Е. пояснила, что на протяжении шести лет её мать Е. сожительствовала с подсудимым. В первое время жили хорошо. В последние годы её мать заболела, передвигалась при посторонней помощи, в основном лежала. Ухаживал за ней Шатров. Они совместно стали употреблять спиртное, пили запоями, пьяный Шатров избивал её, но её мать никуда не жаловалась. В последний раз она была у матери с 21 по 24 января 2011г., они были трезвые следов побоев у матери не было. О смерти матери узнала от соседа. Во время похорон Шатров отрицал, что избивал мать, хотя от работников морга она узнала, что мать умерла от травмы тела. Наказание подсудимого оставляет на усмотрение суда.

При осмотре места происшествия 29 января 2011 года дома по адресу <адрес> в помещении дома был обнаружен труп женщины - Е. с множественными телесными повреждениями на теле, руках, лице. К протоколу осмотра составлена фототаблица. При осмотра были изъяты синяя мужская куртка, фрагменты обоев, фрагмент паласа (л.д.3-19).

По заключению судебно-медицинского экспертизы смерть Е. наступила в результате тупой сочетанной травмы тела в виде: закрытой черепно-мозговой травмы - множественных кровоподтеков и ссадин лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы; кровоизлияний в желудочки мозга, отека головного мозга: закрытой травмы груди - поперечных разгибательных переломов ребер справа с 3-6 по средне-подмышечной линии и 7-8 справа по средне-ключичной лини, 2-го ребра слева по передне-подмышечной линии, кровоизлияний в мягкие ткани груди; закрытой травмы живота - разрыва воротной вены, гематомы на поверхности правой доли печени, кровоизлияния в жировые ткани, вокруг надпчечника и поджелудочной железы. Травма тела, которая и явилась причиной наступления смерти, расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Травмы образовалась от действий твердых тупых предметов, возможно от ударов кулаками, ногами и т.п. По голове пострадавшей нанесено не менее шести, по грудной клетке и животу не менее пяти ударно-травматических воздействий.

Взаиморасположение нападавшего и потерпевшей при нанесении побоев могло быть различным, области травматизации были доступны для нападавшего.

Исключается получение данной травмы при падении либо неоднократных падениях пострадавшей из положения стоя или близкого к таковому.

Кроме того, у Е. обнаружены кровоподтеки на левом предплечье, кистях, образовавшиеся от не менее восьми ударных воздействий твердого тупого предмета с ограниченной воздействующей поверхностью, возможно кулаками, обутыми ногами. Данные повреждения не находятся в причинно-следственной связи с наступлением смерти, не влекут расстройства здоровья. Повреждения по давности соответствуют тупой сочетанной травме. (л.д.29-38).

В ходе предварительного расследования от Шатрова В.Б. поступила явка с повинной, в которой он указывал, что 28 января 2011г. в ходе распития спиртных напитков с сожительницей нанес ей побои по лицу. Позже, проснувшись, обнаружил её мертвой на полу (л.д.47,48).

У подсудимого Шатрова В.Б. на предварительном следствии изымалась одежда - шерстяные носки, спортивная куртка, черная куртка, а также тряпка, которой, со слов Шатрова В.Б. он вытирал лицо погибшей (л.д.61).

В ходе предварительного расследования была проведена судебно-медицинская экспертиза изъятых вещей. Согласно выводам экспертов на куртке синего цвета (на обеих полах с изнаночной стороны, на левом рукаве) обнаружена кровь человека, которая может принадлежать только подсудимому. На правом рукаве этой же куртки обнаружена кровь, происхождение которой не исключается от Е., и исключается от Шатрова В.Б. (л.д.72-74).

При проведении проверки показаний на месте подсудимый Шатров В.Б. показал и рассказал об обстоятельствах и способе нанесения сожительнице ударов. С его слов он нанес ей кулаком около 10 ударов по лицу (л.д.87-101).

Вызов на станцию скорой помощи поступил 29 января 2011г. в 0 часов 46 минут (л.д.149).

Допрошенные в судебном заседании свидетели М., Б. подтвердили, что о смерти Е. узнали в ночное время 29 января 2011г., М. по просьбе подсудимого вызывал скорую помощь и милицию.

Несмотря на частичное признание своей вины, а подсудимый признаёт только нанесение побоев в область лица, его виновность в совершении преступления нашла полное подтверждение.

Согласно заключения судебно-медицинского эксперта смерть потерпевшей наступила от сочетанной травмы тела, в том числе и от телесных повреждений в области лица и головы.

Доводы подсудимого о проникновении в дом постороннего лица, которое возможно нанесло сожительнице телесные повреждения, по мнению суда являются предположениями.

Ещё на предварительном следствии при даче явки с повинной, при проверке показаний на месте подсудимый указывал на то, что никто их посторонних в дом проникнуть не мог, т.к. обе входных двери в ограду дома были закрыты (одна изнутри, вторая на замок, ключ от которого был убран им самим). Конкретно на кого-либо, кто по мнению подсудимого мог ещё нанесли побои Е., подсудимый не указывает.

Как установлено в судебном заседании подсудимый и погибшая вели замкнутый образ жизни. Подсудимый подтвердил, что к ним в основном приходили его дети, дочь сожительницы, иногда навещали соседи.

Доказательств того, что Е. побои могли быть нанесены ранее, до 28 января 2011г., не имеется. Никто из допрошенных в судебном заседании лиц не указывают на это. Свидетель А., чьи показания в порядке ст.281 УПК РФ оглашены в судебном заседании, на предварительном следствии поясняла, что навещала Е. 24 января 2011г., никаких телесных повреждений на ней не было. Более того, по заключению судебно-медицинского эксперта давность обнаруженных телесных повреждений соответствует обстоятельствам произошедшего, после нанесенных побоев Е. была ограничена в передвижении. Получение травмы, послужившей причиной смерти, при падении, в том числе с высоты собственного роста экспертом исключается.

И предварительным, и судебным следствием установлено, что погибшая Е. на протяжении последнего года жизни была зависима от подсудимого. Она могла передвигаться ограниченно, только при помощи посторонних лиц, в частности Шатрова В.Б., с которым проживала. Он ухаживал за ней, готовил для неё пищу, кормил и т.д. Таким образом, предварительным следствием подсудимому правильно вменен квалифицирующий признак совершение преступления в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии.

Суд ее может согласиться с мнением защитника о невозможности использования заключения судебно-медицинского эксперта в отношении трупа Е. как доказательства. Согласно документа экспертиза проведена на основании постановления следования о проведении экспертизы, перед экспертом были поставлены ряд вопросов, выводы экспертом сделаны на основании судебно-медицинского исследования трупа Е., данных лабораторных исследований. В акте имеется ссылка о том, что экспертиза проведена в соответствии с Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских учреждениях РФ, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010г. Ни на предварительном следствии, ни в судебном заседании данный акт не оспорен, вопрос о проведении дополнительной, либо повторной экспертизе не ставился.

Причиняя телесные повреждения сожительнице Шатров В.Б. не предвидел возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий в виде смерти Е., хотя, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Таким образом, вина подсудимого в совершении доказана полностью. Его действия правильно квалифицированы по ст.111 ч.4 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает общественную опасность и характер совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства, отягчающие, смягчающие наказание.

Совершенное преступление относится к наиболее общественно опасных, к категории особо тяжких.

Подсудимый ранее не судим. По месту жительства Шатров В.Б. характеризуется как лицо употребляющее спиртные напитки, однако соседями характеризуется положительно.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Обстоятельством, смягчающим наказание, является наличие явки с повинной.

Учитывая изложенное в совокупности суд считает правильным назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы. Суд не может согласиться с мнением защиты о назначении наказания с применением ст.64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, чем предусмотрено законом за данное преступление, что не будет соответствовать принципу справедливости вследствие его чрезмерной мягкости.

В соответствии со ст.58 ч.1 п. «в» УК РФ отбывание наказания следует определить в исправительной колонии строгого режима.

Оснований для назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы суд не находит.

Гражданский иск не заявлен.

Вещественные доказательства фрагмент паласа, кусок обоев надлежит уничтожить как не представляющие ценности, куртки, носки, принадлежащие подсудимому, возвратить собственнику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307,308,309 УПК РФ суд

п р и г о в о р и л:

Шатрова В.Б. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание сроком на восемь лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислять с 28 апреля 2011 года.

Вещественные доказательства, находящиеся при деле, кусок обоев, фрагмент паласа- уничтожить, куртку синюю, куртку черную, носки - возвратить подсудимому Шатрову В.Б.

Меру пресечения подсудимому Шатрову В.Б. до вступления приговора в законную силу изменить на содержание под стражей, взяв его под стражу в зале суда.

Приговор может быть обжалован в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе участвовать при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья:              подпись                                                                                            Мошева Э.И.

Копия верна.

Судья:                                                                                                                              Мошева Э.И.