предоставление мер социальной поддержки



Дело №2-150

Решение

именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года                                                             г. Верещагино

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Тюриной Н.Г.,

с участием исполняющего обязанности прокурора Верещагинского района Машьяновой С.Н.,

представителя ответчика Межрайонного территориального Управления №2 Министерства социального развития Пермского края Пузикова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Голощаповой В.Н. к Межрайонному территориальному Управлению №2 Министерства социального развития Пермского края об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг ветерану труда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Верещагинского района в интересах Голощаповой В.Н. обратился с иском к Межрайонному территориальному Управлению №2 Министерства социального развития Пермского края об обязании предоставить Голощаповой В.Н. с 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда в размере и порядке, определенном законом.

Прокурор, настаивая в судебном заседании на исковых требованиях, пояснил, что Голощапова В.Н. является пенсионером системы образования, имеет большой педагогический стаж, и в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. и законом Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилищно-коммунальных услуг» от 30.11.2004г. №1845-3951 получает льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением. Она же является ветераном труда, в связи с чем имеет право на 50% оплату жилищно-коммунальных услуг в виде водоснабжения, водоотведения, газоснабжения). До 01 января 2010г. меры социальной поддержки ей предоставлялись. С 01 января 2010г. в предоставлении социальной поддержки как ветерану труда ей отказано. Льготы, на которые истица имеет право, по своей форме и по мере социальной поддержке являются разными, в связи с чем истица имеет право на денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг, предусмотренных законом РФ «О ветеранах».

Голощапова В.Н. обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором пояснила, что является ветераном труда и пенсионером-педагогом. До января 2010 года она получала льготы как ветеран труда в виде 50% льготы по оплате жилья и коммунальных платежей, и как педагогу по прежнему месту работы ей компенсируются расходы за оплату отопления, электроэнергии, содержание жилья. С 01 января 2010 года льготы как ветерану труда ей предоставляться не стали. Считает это незаконным, просит обязать ответчика предоставить ей денежную компенсацию как ветерану труда с 01 января 2010 года.

Представитель ответчика Межрайонного территориального управления №2 Минсоцразвития Пермского края Пузиков А.Ю. исковые требования не признал. Пояснил, что с 01 января 2010 года меры социальной поддержки ветеранам труда оказываются в виде ежемесячной денежной компенсации. К тому же Голощапова В.Н. является пенсионером-педагогом, проживающей в сельской местности, получает денежную компенсацию за отопление, электроснабжение и содержание жилья. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления льгот в разбивке по видам коммунальных услуг. Считает, что истица воспользовалась правом выбора определенной меры социальной поддержки, в частности, по закону «Об образовании», поэтому второй меры социальной поддержки, как ветерану труда, ей предоставлено быть не может. Основания предоставления мер социальной поддержки, установленные Законом «О ветеранах» и Законом «Об образовании» одни. Социальная поддержка может быть предоставлена лишь по одному основанию.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Истица Голощапова В.Н. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением, и специалистом бюджетного учреждения, работавшим в сельской местности. До 01 января 2010 года ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и как педагогу, и как ветерану труда.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление прокурором может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан и защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно вязанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Истица Голощапова В.Н. обратилась к прокурору Верещагинского района о защите нарушенных прав, в связи с чем прокурором обоснованно заявлено требование о возложении на ответчика обязанностей по устранению допущенного нарушения закона.

В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъекта РФ, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч.1,3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст.22, 23.2 вышеуказанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации; Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19,21 настоящего Федерального закона.

Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.04г №1830-388 (в редакции Законов Пермского края №516 от 16.11.2009 года и №629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей.

В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края №136К от 08.11.07г «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истица пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

В соответствии со ст.1 указанного Закона юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальным предпринимателям, представляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг.

В соответствии со ст.2 Закона Пермского края от 01.06.2010 г. №628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого дома), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010 года № 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.

Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены законом.

Меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работника, проживающим в сельской местности, не являются той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда. В объём мер социальной поддержки для ветеранов труда и для педагогических работников заложен различный объём компенсируемых услуг. Кроме того, различен порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам, а также размер соответствующих ежемесячных денежных компенсаций.

Таким образом, суд пришел к выводу, что имеют место разные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для ветеранов труда и педагогических работников, в связи с чем, истица имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 года №166-п «Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплате жилого помещения и коммунальных услуг» ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливается с 1 января 2010 года без подачи заявления на денежную компенсацию в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, включая дополнительную. Граждане, сведения о которых отсутствуют в Федеральном регистре лиц, либо граждане, которые право на ежемесячную денежную компенсацию получили после 1 января 2010 года, предоставляют в территориальные органа Министерства заявления о предоставлении ЕДК с указанием способа получения.

В судебном заседании из предоставленных сторонами документов справки МТУ№2 Министерства социального развития Пермского края установлено, что до 01 января 2010 года Голощапова В.Н. мерами социальной поддержки как ветеран труда пользовалась.

Учитывая, что ранее истица пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 01 января 2010 года у ответчика не имелось.

Замена с 01 января 2010 года предоставленной ей меры социальной поддержки как ветерану труда в натуральном виде на денежную компенсацию и отсутствия законодательного регулирования вопроса дробления ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальный услуг по видам (водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и т.д.) не может служить основанием для лишения ей права, как ветерана труда, на предоставление мер социальной поддержки.

С учётом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

    Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставишь Голощаповой В.Н. с 01 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветерану труда в размере и порядке, определенном законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней с момента оглашения решения.

Судья Верещагинского районного суда                                                     И.В. Кляусова