№ 2-319 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 12.07.2011 года Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф., с участием помощника прокурора Шатровой С.С., истца Ильиных А.С., при секретаре Нохриной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Ильиных А.С. и её малолетних детей к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, у с т а н о в и л : Ильиных А.С. родилась "дата" в <данные изъяты> Мать истицы, И-1, умерла "дата". Решением <данные изъяты> от "дата" её отец, И-2, был лишен родительских прав. Ильиных А.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она состоит на очереди для получения жилья в списке данной категории лиц. Жилого помещения не имеет, вместе с детьми проживает в квартире сожителя. Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить Ильиных А.С. и её детям жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Ильиных А.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора района, Шатрова С.С., повторила свои требования, мотивируя их тем, что Ильиных А.С. является лицом, имеющим статус ребенка оставшегося без попечения родителей. Она включена в список лиц, нуждающихся в получении социального жилого помещения. В настоящее время Ильиных А.С. проживает в квартире сожителя в г. Верещагино, своего жилья не имеет. Прокурор просит обязать администрацию Верещагинского района предоставить Ильиных А.С. и её детям жилое помещение на в г. Верещагино. В связи с отсутствием средств на приобретение жилья прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить для этой цели соответствующие денежные средства. Ильиных А.С. поддержала требования прокурора, объяснив, что после смерти матери и лишения отца родительских прав, она была передана под попечительство тете. В настоящее время вместе с детьми и сожителем они проживают в квартире площадью 16 кв.м., своего жилья не имеют. Дом, в котором проживает отец, принадлежал бабушке, по линии отца. Из-за ветхости (дом старый, обрушилась стена) там проживать невозможно. Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, К., в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без их присутствия. Исковые требования не признала, мотивируя свои доводы тем, что жилые помещения из муниципального фонда отдельным категориям граждан могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законе порядке государственными полномочиями. На сегодняшний день закон Пермского края о передаче полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления отсутствует, поэтому администрация района не имеет полномочий в части приобретения жилья в муниципальную собственность и предоставления его детям-сиротам. Постановление Правительства Пермского края «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть реализовано органами местного самоуправления без закона Пермского края о передаче полномочий (л.д.47, 48). Представитель Правительства Пермского края К., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать в полном объеме. При этом представитель указывает, что Правительство края не является надлежащим ответчиком. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств. Кроме того представитель ответчика ссылается на то, что Министерство социального развития края распределяет средства исходя из количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Наличие на иждивении малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям (л.д.40-44). Суд, выслушав прокурора, истицу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.), п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Из материалов дела следует, что Ильиных А.С.родилась в <данные изъяты> "дата" (л.д.7,8). Согласно свидетельству о смерти, мать её умерла в "дата" (л.д.10). Отец по решению суда от "дата" лишен родительских прав (л.д.11, 12). С этого времени Ильиных А.С. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением главы Верещагинского района от "дата" "номер" над истицей было установлено попечительство. Этим же постановлением она постановлена на очередь для получения жилья (л.д.14). Поставив Ильиных А.С. на учет нуждающихся в жилом помещении, администрация Верещагинского района признала нуждаемость Ильиных А.С. в жилом помещении и признала за ней право на получение жилья за счет средств краевого бюджета на основании ч. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С тех пор указанные обстоятельства не изменились, а поэтому Ильиных А.С. имеет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа. В настоящее время Ильиных А.С. вместе с детьми и сожителем проживают в квартире последнего на условиях договора социального найма. Жилое помещение, расположенное по <адрес> в котором проживает семья, имеет общую площадь 16,4 кв.м. (л.д.22). По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за Ильиных А.С. не зарегистрировано (л.д.26-30, 32, 33). Ильиных А.С. имеет малолетних детей Г., "дата", К., "дата" и М., "дата" года рождения (л.д.16-18). В браке не состоит. Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (сюда относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Представленные доказательства позволяют суду возложить на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Ильиных А.С. и её детям благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения. По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год. Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий. В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Ильиных А.С. и её детям Носковой Г.Е., "дата", Носковой К.Е., "дата", Носкову М.Е., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края. В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Ильиных А.Н. и членам её семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья подпись В.Ф.Тиунова Верно. Судья В.Ф.Тиунова