№ 2-331 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 03.08.2011 года Верещагинский районный суд Пермского каря в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф., при секретаре Нохриной Т.И., с участием помощника прокурора Шатровой С.С., истца Тетеновой Е.А., представителя ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Кузьминых И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора в защиту прав и законных интересов Тетеновой Е.А. к администрации Верещагинского муниципального района, Правительству Пермского края о включении в очередь на предоставление жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретении ей жилья, о возложении на Правительство Пермского края обязанности по выделению денежных средств на приобретение жилого помещения Тетеновой Е.А., у с т а н о в и л : Тетенова Е.А. родилась "личные данные истца". "дата" умерла мать истицы, С. С 1993 года истица стала проживать в семье опекуна в <адрес>. "дата" умер отец Тетеновой Е.А. - Т. Истица приобрела статус ребенка-сироты. Жилое помещение за Тетеновой Е.А. не закреплялось. Решением <данные изъяты> был установлен факт принятия наследства Тетеновой Е.А., оставшегося после смерти отца, в частности дома, расположенного <адрес>. На день принятия наследства дом, в связи с износом не мог использоваться по его назначению. Прокурор обратился в суд с требованием к администрации района о постановке Тетеновой Е.А., как лица, имеющего статус сироты, на учет для получения жилья, о приобретении жилого помещения, в случае отсутствия средств на эти цели, обязать Правительство Пермского края выделить их для предоставления Тетеновой Е.А. вне очереди жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора, Шатрова С.С., просит признать Тетенову Е.А. нуждающейся в предоставлении жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию района предоставить ей вне очереди жилое помещение, в случае отсутствия субвенций, выделяемых бюджету Верещагинского района на эти цели, обязать Правительство Пермского края выделить администрации средства на приобретение Тетеноввой Е.А. жилья Истица Тетенова Е.А., поддерживая требования прокурора, объяснила, что после смерти родителей она проживала <адрес> под опекой, потом училась в училище, а по окончанию его снова жила у родственников в <адрес>. В 2003 году двоюродный брат помог оформить ей документы о вступлении в наследство, оставшегося после родителей, в частности, дома <адрес>. Уже тогда жить в доме было невозможно из-за ветхости, поэтому ей пришлось снимать жильё. Представитель администрации Верещагинского муниципального района, Кузьминых И.Б., исковые требования прокурора не признала. Она объяснила, что субъект Российской Федерации не наделил органы местного самоуправления полномочиями на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, отнесенных к этой категории граждан, в связи с чем администрация муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу. Правительство Пермского края своего представителя в суд не направило, просит рассмотреть дело в их отсутствии. Представитель Правительства по доверенности, Г., просит в иске прокурора отказать, т.к. наличие у Тетеновой Е.А. жилья не дает права для предоставления жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот, в то же время ветхое жилье является причиной постановки её на учет по другим основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свидетель К. объяснил, что Тетенова Е.А. приходится ему двоюродной сестрой. После смерти её родителей, родственники забрали Екатерину к себе в деревню, оформив над ней опеку. Они не знали, что она, как ребенок-сирота, должна быть поставлена на очередь для получения жилья. Сестра работает уборщицей, её заработная плата не позволяет ей приобрести жильё, не хватает средств и для аренды жилого помещения. Поэтому они решили оформить документы на дом, который остался после родителей и продать его. Однако, продать его невозможно, т.к. земельный участок в собственность не оформлен, и данный участок отнесен к промышленной зоне, что запрещает возводить на нем другое жильё. Дом развалился, жить в нем нельзя, средств на реконструкцию у Тетеновой Е.А. нет. Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Тетнова Е.А. ранее обращалась в суд (л.д.19), но требования её были обращены к одному ответчику, администрации Верещагинского муниципального района, предмет спорных отношений был также другим, в связи с чем последствия ст.221 ГПК РФ на данный спор распространяться не могут. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Из материалов дела следует, что Тетнова Е.А. родилась "личные данные истца" (л.д.6, 7). Мать её, С., умерла "дата" (л.д.9). В связи с тем, что отец истицы проживал отдельно, воспитанием ребенка не занимался, злоупотреблял спиртными напитками, постановлением администрации <данные изъяты> над ней была установлена опека. При этом никакого жилого помещения за ребенком не закреплялось (л.д.10). "дата" умер отец истицы, Т. (л.д.9). С этого времени Тетенова Е.А. приобрела статус ребенка-сироты. Позднее, "дата", при замене опекуна, за Тетеновой Е.А. также не было закреплено жилое помещение (постановление администрации <данные изъяты> на л.д.11). Согласно справки администрации <данные изъяты> от "дата" в <адрес> Тетенова Е.А. также не состоит в очереди на получение жилья, как лицо из числа детей-сирот (л.д.22). С сентября 2003 по июнь 2005 года Тетенова Е.А. обучалась в профессиональном училище "номер" <адрес>, проживая на съёмной квартире. Решением <данные изъяты> установлен факт принятия наследства Тетеновой Е.А., оставшегося после смерти отца в виде дома <адрес> По заключению технического состояния дома, износ его по состоянию на 03.04.2009 года (т.е. до достижения Тетеновой Е.А. 23-х лет) составлял 77 %, и он был признан не пригодным для постоянного в нем проживания (л.д.16). Данное заключение ответчиками не оспаривается. На сегодняшний день, по сведениям Управления имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского района, право на земельный участок под жилым домом <адрес> у Тетеновой Е.А. не оформлено (л.д. 34). Согласно Правилам землепользования и застройки г. Верещагино, утвержденным Думой муниципального образования «Веращгинское городское поселение» Верещагинского муниципального района от 22.07.2009 года № 11/77, в данной зоне разрешено строительство многоквартирных домов, индивидуальные дома можно только ремонтировать (л.д.61). С учетом процента и признаков износа, указанных в заключении о техническом состоянии спорного дома, спорный дом ремонту не подлежит (л.д.64). Доводы истицы и свидетеля К. в части не возможности приобретения земли в собственность и ремонта дома из-за отсутствия у Тетеновой Е.А. средств на эти цели, стороной ответчиков не опровергнуты. Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Тетенова Е.А. не смогла реализовать свое право на вселение в указанное жилое помещение. Поэтому она, по существу, не обеспечена жилым помещением. Статья 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Достижение Тетеновой Е.А. 23-летнего возраста в настоящее время не может являться основание для лишения её гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, и не освобождает органы самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот. При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Тетьеновой Е.А. благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино. Тетенова Е.А. в браке не состоит, детей не имеет. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения. По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год. Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий. В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать Тетенову Е.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди, как лицо из числа детей-сирот. Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Тетеновой Е.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края. В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Тетеновой Е.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья подпись В.Ф.Тиунова Верно. Судья В.Ф.Тиунова