№ 2-458 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17.10.2011 года Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф., с участием помощника прокурора Нечаевой О.Г., истца Исаенков С.Н., при секретаре Нохриной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Исаенко С.Н. к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, у с т а н о в и л : Исаенко С.Н. <личные данные>. В ноябре 2000 года родители истца лишены родительских прав. С этого времени он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Исаенко С.Н. состоит на очереди для получения жилья в списке данной категории лиц. Жилое помещение не предоставлено. Прокурор района обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить Исаенко С.Н. жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Исаенко С.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора района, Нечаева О.Г. повторила исковые требования. Исаенко С.Н. поддержал требования прокурора, объяснив, что в связи со злоупотреблением родителями спиртных напитков, они были лишены родительских прав. Еще до решения об этом он проживал у тети по линии матери, П., которая позднее оформила над ним опеку. Ранее их семья проживала по <адрес> Дом снесли, т.к. жить в нем было невозможно. Он же до настоящего времени проживает в доме тети, зарегистрирован по адресу двоюродной сестры, к этому жилью он не имеет никакого отношения. После окончания школы он учился в Зюкайском аграрном техникуме. С 2010 по 2011 год проходил военную службу. Он состоит на очереди для получения жилья, которое ему до сих пор не предоставлено. Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, К. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без их присутствия. Против удовлетворения исковых требований не возражает. Представитель Правительства Пермского края С., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать в полном объеме. При этом представитель указывает, что Правительство края не является надлежащим ответчиком. Кроме того норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления и в Верещагино норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 12 кв.м., поэтому, по мнению представителя Правительства, ссылка на 33 кв.м. необоснованна. Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.), п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. В соответствии со ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК (ред. от 29.03.2011) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в ст. 1 настоящего закона с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законом Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв.м. - для одиноких граждан; 42 кв.м. - на семью из двух человек; 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Судом установлено, что Исаенко С.Н. родился <личные данные>. Решением <наименование суда> суда от "дата" его родители, И. и И. лишены родительских прав (л.д.7,8). Постановлением администрации Верещагинского района от "дата" "номер" над Исаенко С.Н. установлена опека, опекуном назначена П. (л.д.10). Этим же постановлением за ребенком закреплено жилое помещение по <адрес> Судебным разбирательством установлено и подтверждено справкой <наименование поселения> сельского поселения, что указанный дом не существует, т.к. в 2004 году снесен в связи с аварийным состоянием и опасностью проживания в нем (л.д.22). Поэтому с 2006 года Исаенко С.Н. состоит на учете детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. После окончания школы истец учился в <наименование учебного заведения>, которой окончил в 2008 году. С 2010 по 2011 год он проходил службу в рядах Российской Армии (л.д.15,16). После демобилизации жилое помещение истцу предоставлено не было. По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за Исаенко С.Н., а также за его родителями не зарегистрировано (л.д.18-21). Исаенко С.Н. холост, детей не имеет. Представленные доказательства позволяют суду возложить на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Исаенко С.Н. благоустроенного жилого помещения по месту рождения и выявления его, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения. По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год. Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий. В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди ИСАЕНКО С.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории <данные изъяты> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной социальной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края. В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение ИСАЕНКО С.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории Зюкайского сельского поселения Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья В.Ф.Тиунова