о возложении обязанности предоставить внеочереди жилое помещение и выдеклить для этих целей соответстветствующие субъвенции



№ 2-457

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17.10.2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием помощника прокурора Нечаевой О.Г.,

истца Гладковой М.А.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Гладковой М.А. к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Гладкова М.А. "личные данные".

Мать истицы умерла "дата". В том же году отец Гладковой М.А. был направлен в места лишения свободы, и над ней была установлена опека. В феврале 1998 года её отец был лишен родительских прав. Гладкова М.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она состоит на очереди для получения жилья в списке данной категории лиц. Жилого помещения не имеет.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить Гладковой М.А. жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Гладковой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора района, Нечаева О.Г. повторила свои требования, мотивируя их тем, что Гладкова М.А. является лицом, имеющим статус ребенка оставшегося без попечения родителей. Она включена в список лиц, нуждающихся в получении социального жилого помещения. Прокурор просит обязать администрацию Верещагинского района предоставить истице жилое помещение на территории Путинского сельского поселения, т.к. истица, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, родилась и была выявлена на территории этого муниципального образования. В связи с отсутствием средств на приобретение жилья прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить для этой цели соответствующие денежные средства.

Гладкова М.А. поддержала требования прокурора, объяснив, что после того, как отец убил мать, его лишили свободы. Она осталась в возрасте 7 месяцев. Знает, что после этого её взял под опеку дядя по линии матери. Она была зарегистрирована по адресу дяди. Во время обучения в техникуме жила то в общежитии, то у дяди. В настоящее время проживает в доме сожителя. Она не замужем, детей не имеет. Своего жилья у неё нет.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, К., в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без их присутствия, против заявленных требований не возражает (л.д.25).

Представитель Правительства Пермского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания (л.д.24), своего представителя в суд не направило.

Суд, выслушав прокурора, истицу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.), п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что Гладкова М.А. родилась <место рождения> (л.д.6,7). Согласно свидетельству о смерти, мать её, Г., умерла в "дата" года (л.д.8). Приговором <наименование суда> от "дата" отец, Г., осужден за умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть жены, к наказанию в виде лишения свободы. С этого времени Гладкова М.А. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Позднее по решению < наименование суда> от "дата" он лишен родительских прав (л.д.9).

Постановлением главы <адрес> от "дата" "номер" над истицей было установлено попечительство (л.д.12). Поставив Гладкову М.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, администрация Верещагинского района признала нуждаемость истицы в жилом помещении и признала за ней право на получение жилья за счет средств краевого бюджета на основании ч. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С тех пор указанные обстоятельства не изменились, а поэтому Гладкова М.А. имеет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

В настоящее время Гладкова М.А. проживает в квартире сожителя. Жилое помещение, расположенное по <адрес>, в котором зарегистрирована истица, принадлежит на праве собственности бывшему опекуну Гладковой М.А. Указанное жилое помещение за ней никогда не закреплялось, как и не закреплялось никакое другое.

По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за Гладковой М.А, а также её родителями не зарегистрировано (л.д.13-17).

Гладкова М.А. в браке не состоит, детей не имеет.

Представленные доказательства позволяют суду возложить на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Гладковой М.А. благоустроенного жилого помещения на <наименование поселения>.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди ГЛАДКОВОЙ М.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на <наименование поселения> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Гладковой М.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения в <наименование населенного пункта> применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья          В.Ф.Тиунова