Дело № 2-461 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 07 ноября 2011 года Верещагинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Анисимовой В.С., с участием прокурора Машьяновой С.Н., истца Ларионовой Л.Г., при секретаре Селивановой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Ларионовой Л.Г. к администрации Верещагинского муниципального района Пермского края и Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилья, у с т а н о в и л : Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Ларионовой Л.Г., в связи с тем, что решением Верещагинского районного суда от (дата). мать Ларионовой Л.Г. была лишена родительских прав, девочка была передана органам опеки и попечительства. Отец истицы умер (дата) Ларионова Л.Г. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С (дата) она состоит на очереди для получения жилья в списке этой категории лиц. Ввиду отсутствия собственного жилья у Ларионовой Л.Г. и у её несовершеннолетнего ребенка, просит обязать администрацию района предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке в г.Верещагино. В судебном заседании зам.прокурор, на заявленных требованиях настаивал, указывал на то, что Ларионова Л.Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем после пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Истица Ларионова Л.Г. пояснила, что мать её воспитанием не занималась, она её видела только один раз. Знает, что когда ей было 1 год, её поместили в <адрес> детский дом. В (дата) её перевели в <адрес> детский дом. Со слов братьев знает, что после смерти отца мать стала злоупотреблять спиртным, их бросила, бродяжничала. После окончания 9 классов она поступила в колледж (дата) и жила в общежитии. После окончания колледжа по настоящее время она проживает на съемных квартирах. Требования прокурора поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - администрации Верещагинского муниципального района, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. С исковыми требованиями прокурора, в интересах Ларионовой Л.Г., согласен. Представитель Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещено надлежащим образом. Считает, что они не являются надлежащим ответчиком. Требования прокурора, в интересах Ларионовой Л.Г., удовлетворению не подлежат, так как отсутствует постановление органа местного самоуправления на основании которого Ларионова Л.Г. была поставлена на учет. Норма предоставления, по договору социального найма, общей площади жилого помещения в г.Верещагино составляет 12 кв.м. на одного члена семьи. Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Суд, выслушав Ларионову Л.Г., исследовав письменные доказательства, заключение прокурора, приходит к следующему: в соответствии с п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма закреплена Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», а также Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 и Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно которого, жилые помещения гражданам данной категории предоставляются с учетом членов их семей. Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 29.03.2011) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст.9 указанного Закона жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человекаи более. Ларионова Л.Г. родилась в <адрес> (дата). (л.д. ). В судебном заседании было установлено, что отец истицы - Г. умер (дата). (л.д.8). Согласно Постановления Администрации Верещагинского района от (дата). Т. бросила детей, администрация просила Пермское ГУНО выделить путевку в дом ребенка для Ларионовой Л.Г. (Л.Д.9). С (дата). Ларионова Л.Г. являлась воспитанницей <адрес> дошкольного дома (в настоящее время Муниципального образовательного учреждения санаторного типа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> детский дом») (Л.Д. ). (дата). мать Ларионовой Л.Г. была лишена родительских прав (Л.Д.6-7). С (дата) по (дата) Ларионова Л.Г. воспитывалась в «<адрес> детском доме» (л.д.11). С (дата) по (дата) Ларионова Л.Г. проходила обучение в <адрес> колледж» (Л.Д.13). Постановлением Главы Верещагинского района Пермской области № от (дата) Ларионова Л.Г. поставлена на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении (л.д., 10). Жилым помещением после выпуска из детского дома обеспечена не была (л.д.12). Ларионова Л.Г. имеет несовершеннолетнего ребенка - Ларионову С.К., (дата), в отношении которой является одинокой матерью (л.д. ). Из представленных прокурором доказательств, следует, что Ларионова Л.Г. и её несовершеннолетний ребенок собственного жилья не имеют (Л.Д.14,15,17,18). За её родителями Г.. и Т. право собственности на какое либо жилое помещение не зарегистрировано (л.д.14,16,19, ). Таким образом, Ларионова Л.Г. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем после пребывания в образовательном учреждении и в соответствии со ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, с учётом членов её семьи. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получения жилья вне очереди не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящий на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет. В связи с чем, Ларионова Л.Г. и её несовершеннолетний ребенок имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением, которое согласно требований Указа Губернатора Пермской области №170 от 22.06.00г., Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" и ст.57 ЖК РФ должно быть не менее установленной нормы, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим условиям. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения Ларионовой Л.Г. жилого помещения. Согласно ст.1 п.6 Закона Пермской области о 14.11.05г №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год. Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.11г №52рп Верещагинскому муниципальному району на эти цели выделено 6411,9 тыс.руб. Распоряжением Правительства Пермского края от 04.08.11г №153рп Верещагинскому муниципальному району дополнительно выделено из средств краевого бюджета 5956 тыс. руб. Распоряжением Правительства Пермского края от 26.09.11г. №188-РП Верещагинскому муниципальному району выделено из средств краевого бюджета на эти цели ещё 10698,8 тыс.руб. (Л.Д. ). Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В связи с чем, требования прокурора о возложения обязанностей на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Ларионовой Л.Г. и членам её семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения в г.Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Ларионовой Л.Г. а также её дочери - Ларионовой С.К. жилое помещение по договору социального найма в <адрес> благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения - <данные изъяты>., за счет средств бюджета Пермского края. В удовлетворении остальных исковых требованиях - отказать Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Верещагинского районного суда подпись В.С. Анисимова ВЕРНО: Судья Верещагинского районного суда В.С. Анисимова