по иску прокурора в защиту сироты и членов ее семьи о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



№ 2-427

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18.10.2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием помощника прокурора Нечаевой О.Г.,

истца Путиной Т.М.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Путиной Т.М. и членов её семьи к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Путина (П.) Т.М. родилась <личные данные>.

Родители её в 2003 году были лишены родительских прав. С того времени истица имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она состоит на очереди для получения жилья в списке данной категории лиц, своего жилья не имеет.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить Путиной Т.М. и членам её семьи жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Путиной Т.М. вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора района, Нечаева О.Г. повторила свои требования, мотивируя их тем, что Путина Т.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она включена в список лиц, нуждающихся в получении социального жилого помещения. Прокурор просит обязать администрацию Верещагинского района предоставить истице жилое помещение на территории Зюкайского сельского поселения, т.к. истица родилась на территории этого муниципального образования. В связи с отсутствием средств на приобретение жилья прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить для этой цели соответствующие денежные средства. Прокурор просит предоставить истице жилое помещение на условиях договора социального найма, исключив из своих требований ссылку на указание квадратных метров общей площади

Путина М.А. поддержала требования прокурора, объяснив, что после лишения родителей родительских прав бабушка оформила над ней опеку, и она стала проживать с ней. Связей с родителями она не поддерживает, их место нахождения не знает. Раньше их семья своего жилья не имела, поэтому с отцом и матерью проживали, где придется. После школы она поступила в училище, жила в то время в общежитии. После окончания учебного заведения жилье ей не предоставлялось, поэтому с мужем и сыном снимают квартиры.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, К., в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без их присутствия, против заявленных требований не возражает (л.д.40, 41).

Представитель Правительства Пермского края, Г., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии и отказать в иске прокурора. Свои доводы представитель мотивирует тем, что Правительство не является надлежащим ответчиков по делу. Правительство края исполняет свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, и в Верещагинском районе она определена в 12 кв.м. Представитель полагает, что действующее законодательство распространяется только на детей-сирот без учета членов их семей (л.д.30-34).

Суд, выслушав прокурора, истицу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.), п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что с июня 2001 года Путина Т.М. была передана под опеку на основании постановления администрации <наименование района> от "дата". Это было вызвано тем, что решением <наименование > районного суда от "дата" её родители, П. и Б. были лишены родительских прав (л.д.11). С этого времени Путина Т.М. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Она проживала с опекуном, бабушкой Б. Жилое помещение за ребенком не закреплялось.

После окончания в 2008 году средней общеобразовательной школы Путина Т.М. поступила в <наименование учебного заведения>, которое окончила в 2011 году.

С 2009 года Путина Т.М. состоит на учете лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Поставив Путину Т.М. на учет, администрация Верещагинского района признала нуждаемость истицы в жилом помещении и признала за ней право на получение жилья за счет средств краевого бюджета на основании ч. 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С тех пор указанные обстоятельства не изменились, а поэтому Путина Т.М. иметь право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

В настоящее время Путина Т.М. с семьей проживает на съёмной квартире. Зарегистрирована она по адресу: <адрес> В этом жилом помещении проживает опекун истицы с детьми, за Путиной Т.М. данное жилое помещение не закреплялось, каких-либо прав на него истица не имеет.

По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за Путиной Т.М., а также её родителями и членами семьи не зарегистрировано (л.д.20-24).

Путина Т.М. состоит в браке (л.д.8), имеет малолетнего сына Путину А.С., "дата" года рождения (л.д.18).

Суд считает необоснованными доводы представителя Правительства Пермского края о том, что Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки только данной категории социально незащищенных граждан без учета членов их семей.

Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (сюда относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Представленные доказательства позволяют суду возложить на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Путиной Т.М. м членам её семьи благоустроенного жилого помещения по месту рождения на <наименование поселения>.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Путиной Т.М. и членам её семьи: Путину С.Ю. и Путину А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на <наименование поселения> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение     Путиной Т.М. и членам её семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории Зюкайского сельского поселения, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись        В.Ф.Тиунова

Верно. Судья          В.Ф.Тиунова