по иску прокурора в защиту интересов сироты и членов его семьи о предоставлении жилого помещения внеочереди



№ 2-14

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27.12.2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием помощника прокурора Тетеновой И.В.,

истца Салихова А.Г.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Салихова А.Г. к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Салихов А.Г. родился <личные данные истца>. Он относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать его умерла, а отец был лишен родительских прав. После чего над истцом его сестра установила опеку. Салихов А.Г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Жилье Салихову А.Г. предоставлено не было, поэтому прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Салихову А.Г. вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора района, Тетенова И.В. повторила свои требования.

Салихов А.Г. поддержал исковые требования, объяснив, что до смерти матери они проживали в <адрес>. Затем со старшей сестрой переехали в г. Верещагино, где ранее проживал их отец, который вскоре скончался. Вместе с сестрой они жили на квартире, затем, когда он поступил в <наименование учебного заведения>, проживал в общежитии. По окончании этого учебного заведения в течение года обучался в <наименование учебного заведения>, где также проживал в общежитии. Своего жилья у него нет. В настоящее время он с сожительницей и сыном снимают в аренду квартиру в <адрес>.

Администрации Верещагинского муниципального района, надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Представитель Правительства Пермского края С-ев., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать. Свои доводы представитель ответчика мотивирует тем, что Правительство Пермского края не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, Правительство края не согласно с требованиями прокурора в части нормы предоставления жилого помещения, а также полагает, что законодательство распространяет своё действие только на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Представитель Правительства считает, что в случае предоставления истцу жилого помещения общей площадью 42 кв.м., приведет к нецелевому расходованию денежных средств.

Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что Салихову А.Г.родился <личные данные истца>. (л.д.7). Мать его, С-1, умерла "дата". Постановлением администрации Верещагинского района от "дата" "номер" над Салихову А.Г. была установлена опека, опекуном назначена сестра истца, С-2. Отец, С., по решению <данные изъяты> был лишен родительских прав (л.д.11). С этого времени Салихов А.Г.. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением главы <данные изъяты> Салихову А.Г. поставлен на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (л.д.12). Жилье ему не предоставлялось.

В период с 1998 по 2002 год Салихову А.Г. обучался в "наименование учебного заведения" (л.д.15). В этот период постановлением главы <данные изъяты> истец был поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (л.д.12).

Салихову А.Г. в браке не состоит. Он имеет малолетнего сына Салихову А.А., "дата" года рождения (л.д.25).

В настоящее время истец с сыном и сожительницей по договору найма жилого помещения проживает в     <адрес>.

По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение ни за истцом, ни за его родителями и сыном не зарегистрировано. Информация о наличии жилья у Салихову А.Г. и его матери по прежнему месту жительства в <адрес> также отсутствует (л.д.18-22, 31).

По мнению суда не основаны на законе возражения представителя Правительства Пермского края касающиеся предоставления жилья с учетом членов семьи данной категории граждан. Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе прямо указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). в соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Частью 3 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учитывая положения ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ст.ст. 49 и 50 ЖК РФ, суд полагает, что нормами закона субъекта РФ может быть предусмотрена иная норма (повышенная) предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК (ред. от 29.03.2011) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если Законом Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв.м. - для одиноких граждан; 42 кв.м. - на семью из двух человек; 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить Салихову А.Г. и его сыну, Салихову А.А., "дата" года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Салихову А.Г. и члену его семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения <адрес>, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья          В.Ф.Тиунова