по иску прокурора в защиту сироты о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



№ 2-419

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13.10.2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тиуновой В.Ф.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

с участием прокурора Нечаевой О.Г.,

истца Братчикова К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах     Братчикова К.И. к администрации Верещагинского муниципального района, Правительству Пермского края о признании его лицом, оставшегося без попечения родителей, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Братчиков К.И. родился <личные данные>. Его отец умер "дата". В 1996 году мать была лишена родительских прав. С этого времени Братчиков К.И. фактически остался без попечения родителей. После лишения матери родительских прав Братчиков К.И. воспитывался в <наименование детского учреждения>. В июне 1999 года мать истца умерла, и он приобрел статус ребенка-сироты. После детского дома Братчиков К.И. учился в <наименование учебного учреждения>. В настоящее время проживает в <адрес>, снимая жилое помещение по договору аренды. Своего жилья истец не имеет.

Прокурор района в интересах Братчикова К.И. обратился в суд с требованием о признании Братчикова К.И. лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию района предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение истице вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора, Нечаева О.Г., настаивая на своих требованиях, просит обязать администрацию предоставить Братчикову К.И. жилое помещение на условиях договора социального найма. Из исковых требований прокурор исключил указание на площадь жилого помещения. Помощник прокурора полагает, что истец должен быть признан лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Братчиков К.И. требования прокурора поддержал и объяснил, что он был маленьким, когда умер отец. После смерти отца мать была лишена родительских прав, и его с братом поместили в <наименование детского учреждения>. Ранее их семья жила в доме бабушки по <адрес>. Дом старый, жить там нельзя и ремонту он не подлежит.

Представитель администрации Верещагинского муниципального района, К., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии. Исковые требования прокурора района признает в полном объеме.

Правительство Пермского края своего представителя в суд не направило. Представитель Правительства края Старцева Н.А., действующая по доверенности, просит провести судебное заседание без участия представителя Правительства, в иске прокурору отказать в полном объеме. Свои доводы представитель мотивирует тем, что Правительство не является надлежащим ответчиков по делу. Правительство края исполняет свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления (л.д.24-28).

Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судебным разбирательством установлено, что Братчиков К.И. родился <личные данные истца> (л.д.6,7).

Отец его, Б., умер "дата" (свидетельство о смерти на л.д.10).

Решением <наименование> районного суда от "дата" мать истца, М., была лишена родительских прав (л.д.8,9), он стал иметь статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В период с "дата" по "дата" Братчиков К.И. воспитывался в <наименование учреждения> (л.д.11).

"дата" мать истца умерла (л.д.10). С этого времени Братчиков К.И. имеет статус ребенка-сироты.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

В июне 2008 года Братчиков окончил <наименование учебного заяведения>. Жилым помещением он обеспечен не был.

Судом проверено право Братчикова К.И. на жилое помещение, расположенное <адрес>, где ранее проживал истец с семьей.

Доводы Братчикова К.И. о невозможности проживания в доме уже после окончания лицея, подтверждены заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Верещагинского городского поселения "дата" "номер", в котором указано, что дом не пригоден для проживания (л.д.18).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Братчиков К.И. не смог реализовать свое право на вселение в указанное жилое помещение. Поэтому он, по существу, не обеспечен жилым помещением. Статья 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

Достижение Братчиковым К.И. 23-летнего возраста в настоящее время не может являться основание для лишения её гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает органы самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди        Братчикову К.И. благоустроенного жилого помещения в <адрес>

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за истцом, его родителями не зарегистрировано (л.д. 13, 15).

Братчиков К.И. не женат, детей не имеет.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств и корректировок исковых требований, с которыми согласился истиц, оснований для отказа в иске прокурора в части возложения на администрацию района обязанности по предоставлению Братчикову К.И. жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения второй части исковых требований прокурора.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Братчикову К.И. лицом из числа детей-сирот.

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди       Братчикову К.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной социальной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение       Братчикову К.И. вне очереди жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной социальной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись        В.Ф.Тиунова

Верно. Судья          В.Ф.Тиунова