по иску прокурора в защиту сироты и членов ее семьи о предроставлении жилого помещения внеочередном порядке



№ 2-412

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06.10.2011 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе судьи Тиуновой В.Ф.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

с участием прокурора Тетеновой И.В.,

истицы Сабуровой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Сабуровой Н.П. и членов её семьи к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Сабурова (до замужества Г.) Н.П. родилась <личные данные>. Её родители умерли: мать, Г-1 - в 1988 году, отец, Г.-2 - в 1999 году. С этого времени Сабурова Н.П. имеет статус ребенка-сироты.

После смерти матери истица проживала с тетей, К.. в <адрес>. К. была назначена опекуном истицы.

В период с 2001 по 2004 год Сабурова Н.П. обучалась в <наименование учебного заведения>. В это время, в 2002 году, она была поставлена на учет для получения жилья, как ребенок-сирота. По окончанию училища жилое помещение Сабуровой Н.П. предоставлено не было.

Прокурор района в интересах Сабуровой Н.П. и членов её семьи обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение истице вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора, Тетенова И.В., просит обязать администрацию предоставить Сабуровой Н.П. и членам её семьи жилое помещение на условиях договора социального найма. Из исковых требований прокурор исключил указание на площадь жилого помещения. Кроме того, в связи с тем, что истица, как ребенок-сирота, была выявлена на <наименование поселения>, прокурор просит обязать администрацию района предоставить жилье в указанном муниципальном образовании.

Сабурова Н.П. требования прокурора поддержала и объяснила, что после смерти матери её забрала к себе тетя, К., с которой она проживала в <адрес> до замужества. После смерти отца тетя была её опекуном. В настоящее время она состоит в браке, есть сын. Их семья проживает <адрес>, где снимают жилье. Своего жилого помещения ни она, ни её муж не имеют.

Представитель администрации Верещагинского муниципального района, М., действующий по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии. Исковые требования Сабуровой Н.П. признал в полном объеме.

Правительство Пермского края своего представителя в суд не направило. Представитель Правительства края М.А. Горбунова, действующая по доверенности, просит провести судебное заседание без участия представителя Правительства, в иске прокурору отказать в полном объеме. Свои доводы представитель мотивирует тем, что Правительство не является надлежащим ответчиков по делу. Правительство края исполняет свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, и в Верещагинском районе она определена в 12 кв.м. Представитель полагает, что действующее законодательство распространяется только на детей-сирот без учета членов их семей (л.д.29-32).

Суд, выслушав прокурора, истицу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Судебным разбирательством установлено, что Сабурова (Г.) Н.П. родилась <личные данные" (л.д.7,9).

Мать её, Г-1, умерла "дата" (свидетельство о смерти на л.д.14). После смерти матери истица стала жить у тети, К. в <адрес>. Постановлением главы <адрес> от "дата" "номер" (л.д.17) К. назначена опекуном над несовершеннолетней Г.

Отец, Г.-2, скончался "дата" (свидетельство о смерти на л.д.13).

Таким образом истица, как ребенок-сирота была выявлена на территории Верещагинского района. Жилое помещение за ребенком не закреплялось.

С 2002 года Сабуровой Н.П. состоит в <адрес> на учете, как ребенок-сирота, нуждающийся в жилом помещении, что подтверждено справкой Управления имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района (л.д.20).

С сентября 2001 по июнь 2004 года Сабурова Н.П. обучалась в <наименование учебного заведения> (л.д.16). После окончания учебного заведения жилое помещение Сабуровой Н.П. не предоставлялось.

Истица зарегистрирована по <адрес>. Судебным разбирательством установлено, что это - дом, принадлежащий родителям мужа С. (л.д.7, 10).

Сабурова Н.П. с "дата" состоит в браке с С. что подтверждено свидетельством о заключении брака (л.д.11). Супруги имеет сына А. "дата" года рождения (свидетельство о рождении ребенка на л.д.12).

Суд считает необоснованными доводы представителя Правительства Пермского края о том, что Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки только данной категории социально незащищенных граждан без учета членов их семей.

Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (сюда относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

В настоящее время истица с семьёй проживает <адрес>.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение за истицей, её родителями, супругом и ребенком не зарегистрировано (л.д.19, 21, 22, 38-41).

С учетом представленных доказательств и корректировок исковых требований, с которыми согласилась истица, оснований для отказа в иске прокурора в части возложения на администрацию района обязанности по предоставлению Сабуровой Н.П. и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма на <адрес> не усматривает.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения второй части исковых требований прокурора.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди     Сабуровой Н.П. и членам её семьи: Сабурову А.А., Сабурову А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на <наименование поселения> применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной социальной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Сабуровой Надежде Петровне и членам её семьи вне очереди жилого помещения на <наименование поселения>, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной социальной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись        В.Ф.Тиунова

Верно. Судья          В.Ф.Тиунова