о предоставлении жилого помещения



№ 2-271

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05.07.2010 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием прокурора Машьяновой С.Н.,

истца Бельтюковой С.Е.,

при секретаре Шмыриной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Бельтьковой С.Е. к Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Бельтюкова С.Е. родилась [Дата] в г. Верещагино. Отец истицы, Б., умер [Дата], мать, М., скончалась [Дата] года. После этого Бельтюкова С.Е. была помещена в ... детский дом, где воспитывалась до января 2006 года. Истец имеет статус сироты. В 2005 году Бельтюкова С.Е. была поставлена на учет в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Жилого помещения она не имеет, какая-либо жилая площадь за ней не закреплялась.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. Прокурор просит обязать Правительство Пермского края и Министерство финансов выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Бельтюковой С.Е. вне очереди благоустроенного жилого помещения, т.к. средства, выделяемые району для этих целей, явно недостаточны.

В судебном заседании прокурор повторил свои требования.

Бельтюкова С.Е. объяснила, что их семья проживала по .... После смерти отца мать продала дом и они переехали в другое жилое помещение. Когда мать умерла, её поместили в ... детский дом, где она находилась до 2004 года. Потом поступила учиться в .... По окончании училища уехала в с.Частые продолжать учебу. В настоящее время она проживает там, арендуя жильё. Своего жилого помещения не имеет ни в Верещагинском, ни в Частинском районах.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Черемных С.Б., исковые требования с учетом имеющихся документов, подтверждающих право истца на предоставление ему жилого помещения, признал. Представитель просит рассмотреть дело без его участия.

Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направили. Представитель Министерства финансов Катаева Ю.Г., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору в части предъявленных к ним требований отказать.

Суд, выслушав истицу, прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что отец Бельтюковой С.Е. умер [Дата] года, мать умерла [Дата] года, что подтверждается свидетельствами о смерти родителей истца. С этого времени (с 2001 г.) Бельтюкова С.Е. приобрела статус ребенка-сироты.

Согласно справки детский дом в период с [Дата] по [Дата] года Бельтюкова С.Е. воспитывалась в ... детском доме. В 2005 году она была поставлена на учет как нуждающаяся в получении социального жилого помещения на территории Верещагинского района. С [Дата] года она обучалась в <данные изъяты>», которое окончила [Дата] года (л.19). После обучения жилое помещение ей не предоставлялось.

По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение на территории Верещагинского района за истцом не зарегистрировано. В настоящее время Бельтюкова С.Е. живет на территории Частинского района. Права собственности на жилое помещение по месту жительства так же за ней не зарегистрировано, что подтверждается справками (л.л.7, 8, 21).

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Бельтюковой С.Е. благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края о выделении средств администрации Верещагинского района на приобретение жилья Бельтюковой С.Е., поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Иного порядка не предусмотрено.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди БЕЛЬТЮКОВОЙ Светлане Егоровне благоустроенное жилое помещение в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Бельтюковой С.Е. вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись В.Ф.ТИУНОВА

Верно. Судья В.Ф.ТИУНОВА