об обязании выделить денежные средства на внеочередное приобретение жилого помещения и предоставление его сироте



№ 2-372

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28.09.2010 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием прокурора Шатровой С.С.,

истца Баженовой М.И.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Баженовой М.И. к Министерству финансов Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Баженова М.И. родилась .... Родители истицы, Г. и Д., лишены родительских прав решением суда от .... Баженова М.И. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В марте 2006 года над истицей и её братом и сестрой была установлена опека, и дети стали проживать в семье опекуна. В Сивинском районе Пермской области. Тогда же она была поставлена на учет в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Затем Баженова М.И. переехала в г. Верещагино к старшей сестре, где в настоящее время и проживает. Жилого помещения она не имеет, какая-либо жилая площадь за ней не закреплялась.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. Прокурор просит обязать Министерство финансов Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на эти цели.

В судебном заседании прокурор Шатрова С.С. повторила свои требования.

Баженова М.И. объяснила, что они проживали в <адрес>. В 2005 году она с сестрой и братом была помещена в социальный приют. После лишения родителей родительских прав их взяли под опеку в Сиву. Брат с сестрой живут по-прежнему там, а ей жить с опекуном не понравилось, и она пришла жить к старшей сестре в г. Верещагино, где и живет в настоящее время. В 2009 году окончила школу и поступила в .... Получив диплом оператора связи, поступила учиться вновь в то же училище по другой специальности. Своего жилья у неё нет, квартира, в которой они проживали в ..., за ними не закреплялась.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, И.., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась. Исковые требования с учетом предъявленных документов, подтверждающих право истца на предоставление ему жилого помещения, признала.

Министерство финансов Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Министерства финансов, С.., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору в части предъявленных исковых требований к Министерству, отказать.

Суд, выслушав прокурора и истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что родители Баженовой М.И. - ФИО14. и ФИО15., решением Верещагинского районного суда от ... были лишены родительских прав в отношении истца (л.д.9). После чего Баженова М.И. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

На основании постановления главы Верещагинского района от ... № (л.д.13) Баженова М.И. включена в список нуждающихся в получении социального жилого помещения на территории Верещагинского района.

В июне 2010 года Баженова М.И. получила начальное профессиональное образование в ... (л.д.17). В настоящее время она продолжает обучение там же, получая другую профессию.

По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение на территории Верещагинского района за истцом не зарегистрировано (л.д.20, 18).

Судом проверено права истца на жилое помещение по месту регистрации в <адрес>. По состоянию на 11.07.1996 года износ дома составлял 59 %. Во время судебного заседания МУП Верещагинское БТИ обследовало состояние спорного дома. Износ его на сегодняшний день составляет 67 %. Специалистами сделан вывод, что указанный жилой дом не пригоден для постоянного проживания.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Баженовой М.И. благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования «Вознесенское сельское поселение» т.к. в настоящее время <адрес> входит в состав этого муниципального образования.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края о выделении средств администрации Верещагинского района на приобретение жилья истцу поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Иного порядка не предусмотрено.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Баженовой Марине Ивановне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального образования «Вознесенское сельское поселение» применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Баженовой М.И. вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись В.Ф.ТИУНОВА

Верно. Судья В.Ф.ТИУНОВА