№ 2-508
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13.12.2010 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе судьи Тиуновой В.Ф.,
с участием помощника прокурора района Шатровой С.С.,
представителя ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Кузьминых И.Б.,
при секретаре Нохриной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Чебаткова Р.И., к Правительству Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Чебатков Р.И. родился ....
Мать истца, Чебаткова Е.Б., являющаяся по отношении к нему одинокой матерью, умерла .... Чебатков Р.И. имеет статус ребенка-сироты.
После смерти матери истец был помещен в ... детский дом Верещагинского района, в дальнейшем он воспитывался в ... детском доме. Затем Чебатков обучался в ... закончил в июне 2009 года.
С 2002 года Чебатков Р.И. состоит на очереди для получения жилья в списке лиц, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения он не имеет.
Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. Кроме того прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Чебаткову Р.И. вне очереди благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора района, повторил свои требования, мотивируя их тем, что Чебатков Р.И. является лицом, имеющим статус ребенка-сироты. Он был включен в список лиц, нуждающихся в получении социального жилого помещения. В настоящее время истец проживает у родственников. Прокурор просит обязать администрацию Верещагинского района предоставить Чебаткову Р.И. жилое помещение в г. Верещагино. В связи с отсутствием средств на приобретение жилья прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить для этой цели соответствующие денежные средства.
Чебатков Р.И., надлежащим образом извещенный о дне слушания дела по последнему известному месту жительства (л.д.25), в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Кузьминых И.Б., исковые требования с учетом имеющихся доказательств, подтверждающих право истца на предоставление ему жилого помещения, признала.
Представитель Правительства Пермского края Р. действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору отказать в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя администрации района, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.
Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Из материалов дела следует, что истец родился ... (л.д. 5,6). Мать его, Чебаткова Е.Б., умерла .... Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.5). С 1994 года Чебатков Р.И. приобрел статус ребенка-сироты. После смерти матери истец был помещен в ... детский дом. Позднее, ... он воспитывался в ... детском доме (л.д.9).
В этот период ... он был поставлен на учет как нуждающийся в получении социального жилого помещения на территории Верещагинского района согласно постановлению главы района № от ... (л.д.12).
В 2006 году Чебатков Р.И. поступил в ..., обучение в котором закончил в 2009 году.
По сведениям МУП «Верещагинское БТИ» Чебатков Р.И. не имеет жилья, принадлежащего ему на праве собственности (л.д.17). По данным Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии за Чебатковым Р.И. ранее зарегистрирована 1/12 доли в праве на жилое помещение по ... (л.д.19).
Установлено, что в этом доме семья истца проживала до смерти матери. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации МО Верещагинское городское поселение от 22.03.2007 года № 66, обследовала указанное жилье 10.09.2010 года. По результатам обследования комиссия пришла к заключению, что жилой дом для проживания не пригоден (л.д.20-23). В связи с этим после окончания профессионального училища истец не смог реализовать свое право на вселение в закрепленное жилое помещение. Поэтому суд приходит к выводу, что, по существу, Чебатков Р.И. не обеспечен жилым помещением. Статья 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
Не состоит он в очереди лиц, нуждающихся в жилом помещении и на территории Очерского городского поселения (л.д.18).
Чебатков Р.И. в браке не состоит, детей не имеет.
Представленные доказательства позволяют суду возложить на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Чебаткову Р.И. благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета края денежных средств для приобретения истцу жилого помещения.
По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.
Ежегодно утверждаемый закон Пермского края «О бюджете Пермского края» предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций. Представитель администрации района не оспаривает, что муниципальному образованию ежегодно, в пределах лимитов бюджетных ассигнований выделяются субвенции на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях установления порядка распределения и использования средств краевого бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п было утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.
В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.
В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди ЧЕБАТКОВУ Роману Ивановичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы на день предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края.
В иске прокурора в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Чебаткову Р.И. вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья подпись В.Ф.Тиунова
Верно. Судья В.Ф.Тиунова