о возложении обязанности предоставить жилое помещение сироте



№ 2-390

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06.10.2010 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе судьи Тиуновой В.Ф.,

с участием прокурора Мазунина Р.С.,

при секретаре Нохриной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Поносовой И.Ю. к Министерству финансов Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Поносова И.Ю. родилась <данные изъяты>. Отец истицы, Н.., умер <дата>. Мать, Д. в том же году была лишена родительских прав. Поносова И.Ю. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В период с февраля по сентябрь 2008 года Поносова И.Ю. воспитывалась в <данные изъяты> детском доме. Жилое помещение за ней не закреплялось, в связи с чем в 2005 году была поставлен на учет в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Жилого помещения она не имеет, какая-либо жилая площадь за ней не закреплялась.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить Поносовой И.Ю. жилое помещение во внеочередном порядке. Прокурор просит обязать Министерство финансов Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Поносовой И.Ю. вне очереди благоустроенного жилого помещения, т.к. средства, выделяемые району для этих целей, явно недостаточны.

В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении иска в полном объёме.

Поносова И.Ю. объяснила, что вскоре после смерти отца её мать лишили родительских прав. Она воспитывалась в Вознесенском детском доме, потом училась в училище. Дом, в котором они жили раньше с родителями, им не принадлежал, как она помнит, он был бабушкин. Потом его снесли. В настоящее время она живет с родителями сожителя. Брак между ними не заключен. Она имеет малолетнего ребенка. Своего жилья у неё не было и нет.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Ильиных С.И., действующая по доверенности, исковые требования с учетом предъявленных документов, подтверждающих право истца на предоставление ему жилого помещения, признала, просит рассмотреть дело без них (л.д.28).

Министерство финансов Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представитель Министерства финансов Микова С.А. действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору в части предъявленных к ним исковых требований отказать в связи с тем, что они не являются надлежащими ответчиками по делу (л.д.21).

Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что истица родилась в г. Верещагино. Отец её, Н.., умер <дата>, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д.11). Мать, Д.., лишена родительских прав по решению Верещагинского районного суда от <дата> и истица передана органам опеки и попечительства (л.д.9).

В 2005 году Поносова И.Ю. была поставлена на учет как нуждающаяся в получении социального жилого помещения на территории Верещагинского района (постановление главы Верещагинского района от 09.09.2005 года № 394 на л.д.12).

В июне 2007 года Поносова И.Ю. закончила обучение в <данные изъяты>. После обучения жилое помещение ей не предоставлялось, жильём она обеспечена не была.

Поносова И.Ю. имеет малолетнего сына <данные изъяты>. В браке истица не состоит.

Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (сюда относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение на территории Пермского края за Поносовой И.Ю. и её несовершеннолетним сыном не зарегистрировано. Судом проверено наличие жилья у истицы и её сына по месту жительства в п. Кукуштан. Такового там тоже не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Поносовой И.Ю. и членам её семьи благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края о выделении средств администрации Верещагинского района на приобретение жилья Поносовой И.Ю. поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Иного порядка не предусмотрено.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди ПОНОСОВОЙ И.Ю. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи за счет средств бюджета Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Поносовой И.Ю. вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись В.Ф.Тиунова

Верно. Судья В.Ф.Тиунова