о предоставлении в неочередном порядке жилого помещения сироте



№ 2-345

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25.08.2010 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе судьи Тиуновой В.Ф.,

при секретаре Тюриной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Ильиных Д.А. к Министерству финансов Пермского края, администрации Верещагинского муниципального района, о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Ильиных Д.А. родился <данные изъяты>. Решением Верещагинского районного суда от <дата> года родители его, С. и П. лишены родительских прав. Истец имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Жилого помещения он не имеет, жильё, закрепленное за ним в 1997 году в <адрес>, пришло в ветхое состояние, не пригодное для проживания. Поэтому в 2004 году Ильиных Д.А. был поставлен на учет в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию района предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке. Прокурор просит обязать Министерство финансов Пермского края выделить администрации Верещагинского района денежные средства на приобретение Ильиных Д.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения, т.к. средства, выделяемые району для этих целей, явно недостаточны.

Прокурор, надлежащим образом извещённый о дне слушания дела (л.д.25), в судебное заседание не явился.

Ильиных Д.А., надлежащим образом извещенный о дне слушания дела, в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии и удовлетворить иск, заявленный в его интересах прокурором.

Представитель ответчика, администрации Верещагинского муниципального района, Черемных С.Б., исковые требования с учетом имеющихся документов, подтверждающих право истца на предоставление ему жилого помещения, признал. Представитель просит рассмотреть дело без его участия (л.д.32).

Министерство финансов Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела (л.д.25), в судебное заседание своего представителя не направил. Представитель Министерства финансов Гаряева Н.Д., действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствии, в иске прокурору в части предъявленных к ним требований отказать (л.д.27).

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст.6, 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В соответствии с п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления могут обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Согласно п.4 Правил учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно п.п. 4,5 данного Положения, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение жилья. В соответствии с п.7 Положения, распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Из материалов дела следует, что родители Ильиных Д.А. лишены в отношении его родительских прав по решению Верещагинского районного суда от <дата> (л.д.10). С этого времени Ильиных Д.А. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласно справки ГКОУ «<данные изъяты>» в период с 03.04.1997 по 31.08.2004 года Ильиных Д.А. воспитывалась в этом детском учреждении (л.д.7). В 2004 году он был поставлен на учет как нуждающийся в получении социального жилого помещения на территории Верещагинского района (л.д.13). После выпуска из детского дома Ильиных Д.А. поступил учиться в <данные изъяты>, откуда был отчислен через год. С 01.09.2005 года по июнь 2007 года он обучался в <данные изъяты> Затем с 01.09.2007 по июнь 2008 года Ильиных учился в <данные изъяты> (л.д.14-16). Жилые помещение ему не предоставлялись.

<дата> Ильиных Д.А. вступил в брак с Н.. (л.д.9). <дата> у них родился сын <данные изъяты>.

Перечень граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (сюда относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), содержится в Законе Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.1 п.9). В названном законе прямо указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семьи, категорий лиц предусмотренных данным законом (ст.9). В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии право собственности на какое-либо жилое помещение на территории Верещагинского района за истцом и его супругой не зарегистрировано (л.д.21-23). В настоящее время Ильиных Д.А. с семьёй арендуют жилое помещение.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд возлагает на администрацию Верещагинского муниципального района обязанность по предоставлению вне очереди Ильиных Д.А. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края выделения средств администрации Верещагинского района на приобретение жилья Ильиных Д.А., поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Иного порядка не предусмотрено.

По закону Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, с передачей финансовых средств по обеспечению данных расходных обязательств в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, которые должны предусматриваться законом о бюджете Пермской области на соответствующий год.

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

В силу ст.56 ГПК РФ отсутствие таких доказательств является самостоятельным основанием к отказу прокурору в части иска.

В силу п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди ИЛЬИНЫХ Д.А. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение в г. Верещагино Пермского края применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления жилого помещения за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края.

В иске прокурора в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края выделения денежных средств администрации Верещагинского муниципального района на приобретение Ильиных Д.А. и членам его семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Верещагино Пермского края, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья В.Ф.ТИУНОВА