предоставление мер социальной поддержки



Дело №2-119

Решение

именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г. Верещагино

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Тюриной Н.Г.,

с участием заместителя прокурора Верещагинского района Машьяновой С.Н.,

представителя ответчика Межрайонного территориального Управления №2 Министерства социального развития Пермского края З.

рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района в интересах Собянина Игоря Борисовича, Филимонова Павла Семеновича к Межрайонному территориальному Управлению №2 Министерства социального развития Пермского края об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг ветеранам труда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Верещагинского района в интересах Собянина И.Б., Филимонова П.С. обратился с иском к Межрайонному территориальному Управлению №2 Министерства социального развития Пермского края об обязании предоставить Собянину И.Б., Филимоновау П.С. с 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда в размере и порядке, определенном законом.

Прокурор, настаивая в судебном заседании на исковых требованиях, пояснил, что Собянин И.Б., Филимонов П.С. являются членами семьи <данные изъяты> системы образования и ветеранами труда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. и законом Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилищно-коммунальных услуг» от 30.11.2004г. №1845-3951 получают льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, как проживающие совместно с педагогическми работниками, вышедшими на пенсию До 1 января 2010г. меры социальной поддержки им предоставлялись. С 1 января 2010г. в предоставлении социальной поддержки как ветерану труда им отказано. Льготы, на которые истцы имеют право, по своей форме и по мере социальной поддержке являются разными, в связи с чем истцы имеют право на денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг, предусмотренных законом РФ «О ветеранах».

Представитель ответчика Межрайонного территориального управления №2 Минсоцразвития Пермского края З.. исковые требования не признал. Пояснил, что с 1 января 2010 года меры социальной поддержки ветеранам труда оказываются в виде ежемесячной денежной компенсации. К тому же Собянин И.Б. и Филимонов П.С.,

являются членами семьи пенсионеров-педагогов, проживающих в сельской местности, получают денежную компенсацию за отопление, электроснабжение и содержание жилья. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления льгот в разбивке по видам коммунальных услуг. Считает, что истцы воспользовались правом выбора определенной меры социальной поддержки, в частности, по закону «Об образовании», поэтому второй меры социальной поддержки, как ветерану труда, им предоставлено быть не может. Основания предоставления мер социальной поддержки, установленные Законом «О ветеранах» и Законом «Об образовании» одни. Социальная поддержка может быть предоставлена лишь по одному основанию.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Собянин И.Б. и Филимонов П.С. являются ветеранами труда, что подтверждается материалами дела, и членами семьи педагогов, работавшим в сельской местности. До 1 января 2010 года им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и как членам семьи педагогов, и как ветеранам труда.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление прокурором может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан и защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно вязанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Истцы Собянин И.Б., Филимонов П.С. обратились к прокурору Верещагинского района о защите нарушенных прав, в связи с чем прокурором обоснованно заявлено требование о возложении на ответчика обязанностей по устранению допущенного нарушения закона.

В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъекта РФ, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч.1,3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст.22, 23.2 вышеуказанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации; Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19,21 настоящего Федерального закона.

Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.04г №1830-388 (в редакции Законов Пермского края №516 от 16.11.2009 года и №629 от 07.06.2010 года) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Согласно ч.4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее - ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей.

В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г., закона Пермского края №136 ПК от 08.11.07г «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» истица пользуется правом на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжении), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, электроснабжения в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

В соответствии со ст.1 указанного Закона юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальным предпринимателям, представляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии со ст.2 Закона Пермского края от 01.06.2010 г. №628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» социальная поддержка педагогических работников, пенсионеров, проживающих в домах независимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого дома), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 8.06.2010 года № 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальные услуги по его отоплению и освещению.

Закон предусматривает выбор не одной из всех установленных законодательством мер социальной поддержки, а выбор одного из оснований получения именно тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены законом.

Меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работника, проживающим в сельской местности, не являются той же мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда. В объём мер социальной поддержки для ветеранов труда и для педагогических работников заложен различный объём компенсируемых услуг. Кроме того, различен порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам, а также размер соответствующих ежемесячных денежных компенсаций.

Таким образом, суд пришел к выводу, что имеют место разные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для ветеранов труда и педагогических работников, в связи с чем, истица имеет право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 года №166-п «Об утверждении порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплате жилого помещения и коммунальных услуг» ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливается с 1 января 2010 года без подачи заявления на денежную компенсацию в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, включая дополнительную. Граждане, сведения о которых отсутствуют в Федеральном регистре лиц, либо граждане, которые право на ежемесячную денежную компенсацию получили после 1 января 2010 года, предоставляют в территориальные органа Министерства заявления о предоставлении ЕДК с указанием способа получения.

В судебном заседании из предоставленных сторонами документов - счета-извещения на оплату жилья и коммунальных услуг истицы за 2009 год, справки МТУ№2 Министерства социального развития Пермского края установлено, что до 1 января 2010 года Собянин И.Б., Филимонов П.С. мерами социальной поддержки как ветераны труда пользовались.

Учитывая, что ранее истцы пользовались мерами социальной поддержки как ветераны труда, оснований для отказа в предоставлении таких мер с 1 января 2010 года у ответчика не имелось.

Замена с 1 января 2010 года предоставленной им меры социальной поддержки как ветеранам труда в натуральном виде на денежную компенсацию и отсутствия законодательного регулирования вопроса дробления ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальный услуг по видам (водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и т.д.) не может служить основанием для лишения их права, как ветеранов труда, на предоставление мер социальной поддержки.

С учётом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить Собянину Игорю Борисовичу, Филимонову Павлу Семеновичу с 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда в размере и порядке, определенном законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней с момента оглашения решения.

Судья Верещагинского районного суда И.В. Кляусова