Приговор по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ.



Дело № 1-172-2011г

Поступило в суд 23.11.2011г.

    П Р И Г О В О Р

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Кыштовка                                                                                                                        23.12.2011 г.

Судья Венгеровского районного суда Новосибирской области Гришманова Т.В.,

с участием гос. обвинителя Кыштовской прокуратуры зам прокурора Мосина Б.Г.,

подсудимого Базырова И.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по <адрес>, гражданина РФ, имеющего н/среднее образование, холостого, не работающего, военнообязанного, осужденного 19.02.2010 г. мировым судьей Усть-Тарского района, Новосибирской области, по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 6 месяцам л/свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев,

защитника Чувашовой А.Д., представившей уд. № 1030 и ордер № 130 от 19 декабря 2011г,

при секретаре Ахметовой Н.В.,

              рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Базырова И.Х., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 – ч.1 ст.105 УК РФ,

                                                                    У С Т А Н О В И Л:

                   Базыров И.Х. совершил покушение на умышленное убийство Халикова З.Н., которое не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

              Преступление совершено в <адрес> при следующих обстоятельствах: 10 июля 2011 года в утреннее время Базыров И.Х. употреблял спиртное совместно со своим дядей Халиковым З.Н. и Аллояровым С.Б. в доме последнего. Когда спиртное закончилось, Аллояров С.Б. дал Халикову З.Н. деньги в сумме 500 руб. для приобретения спиртного и закуски. Халиков З.Н., взяв деньги, ушел домой и больше не вернулся. 10.07.2011 г. в период времени с 14 до 17 часов, более точное время в ходе судебного заседания установить не представилось возможным, Базыров И.Х. пришел к Халикову З.Н по адресу: <адрес>, увидев, что Халиков З.Н. спит, разбудил его и спросил, приобрел ли он спиртное, но Халиков З.Н. ответил отказом и снова уснул, что разозлило Базырова И.Х. В результате внезапно возникших личных неприязненных отношений к Халикову З.Н. у Базырова И.Х.возник преступный умысел, направленный на убийство Халикова З.Н., то есть на умышленное причинение смерти Халикову З.Н. Реализуя свой преступный умысел, направленный на убийство, Базыров И.Х., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в зале дома, принадлежащего Халикову З.Н., взяв из ящика тумбочки самодельный нож, высказывая угрозы убийством, данным ножом нанёс девять ударов лежащему на кровати и спящему Халикову З.Н. по различным частям тела, причинив Халикову З.Н., согласно заключения экспертизы, телесные повреждения в виде: проникающего колото-резанного ранения груди слева с повреждением легкого, которое по своему характеру непосредственно создаёт угрозу для жизни человека, поэтому оценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; проникающего торако-абдоминального ранения с повреждением большого сальника, которое по своему характеру непосредственно создаёт угрозу для жизни человека, поэтому оценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; раны передней поверхности груди справа (не проникающая), раны подбородочной области, раны в области правой брови, раны в области правого предплечья, раны в области левого плеча, раны в проекции 1 пальца левой кисти, которые как каждое в отдельности, так и в совокупности оцениваются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья, продолжительностью не свыше 3 недель ( 21 день)..Однако, данное преступление Базыровым И.Х. не было доведено до конца, в связи с тем, что он, ошибочно посчитав, что данных ударов ножом в жизненно важную часть тела – грудную клетку, а также другие части тела достаточно для наступления желаемых последствий в виде смерти Халикова З.Н., больше не стал наносить удары ножом Халикову З.Н.. В результате оперативного вмешательства врачей МУЗ Кыштовская ЦРБ, желаемых последствий в виде смерти Халикова З.Н. не наступило по независящим от Базырова И.Х. обстоятельствам.

    Допрошенный в судебном заседании подсудимый Базыров И.Х. вину признал и показал, что 10.07.2011 г. утром совместно с дядькой Халиковым З.Н. употреблял спиртное в доме последнего. После употребления спиртного, Халиков З.Н. пошел к Аллоярову С.Б. помочь скосить траву и установить антенну. Спустя некоторое время он также пошел к Аллоярову С.Б.. Закончив работу, все вместе стали употреблять спиртное. Когда спиртное закончилось, Аллояров С.Б. дал Халикову З.Н. 500 рублей для приобретения закуски и спиртного. Потерпевший ушел и не вернулся. Подождав некоторое время, он пошел за Халиковым З.Н. в магазин, но ему там сказали, что потерпевший ушел в сторону дома. Время было послеобеденное. Придя домой к Халикову З.Н., обнаружил, что потерпевший спит в зале на кровати. Разбудив его, спросил, купил ли он спиртное. Халиков З.Н. ответил нет и снова заснул. Ответ Халикова З.Н. разозлил его, он желая убить потерпевшего, взял в зале из ящика тумбочки самодельный нож с белой пластиковой ручкой, высказывая угрозы убийством, помнит, что спящему на кровати Халикову З.Н. нанес ножом удар в подбородок и в грудь. Больше ничего не помнит. Сколько точно нанес ударов ножом потерпевшему не помнит, т.к. был сильно пьян, но согласен с указанным в обвинительном заключении количеством ударов. Увидев у Халикова З.Н. кровь, решил, что убил его, выбежал и начал звать на помощь. Брат потерпевшего Халиков Х.Н. отобрал у него нож и вызвал скорую помощь. Ранее между ним и потерпевшим Халиковым З.Н. были неприязненные отношения, так как они часто ссорились и даже доходило дело до драк. После случившегося потерпевшего не видел и не извинялся. Откуда у него рана на голове объяснить не может, но Халиков З.Н. его в этот день не бил. Свои показания на предварительном следствии не читал, просто подписал.

    Кроме признательных показаний подсудимого вина его подтверждается показаниями потерпевшего Халикова З.Н., свидетелей Халикова Х.Н., Шеломенцева В.С. и другими материалами дела.

    Так, потерпевший Халиков З.Н. показал, что 10.07.2011 года, после употребления спиртного с Базыровым И.Х. у себя дома, около 11 часов он пришел к Аллоярову С.Б. для того, чтобы помочь ему выкосить траву и установить телевизионную антенну. По окончании работы приобрели спиртное, которое распивали в доме Аллоярова С.Б.. В это время к Аллоярову С.Б. пришел племянник Базыров И.Х. и присоединился к распитию спиртного. Никаких ссор и скандалов в ходе употребления спиртного не возникало. Когда спиртное закончилось, Аллояров С.Б. дал ему 500 рублей чтобы он купил еще водки и закуски. Но он ничего не купил, опьянев, пошел к себе домой, а Базыров И.Х. остался у Аллоярова С.Б.. Дома он лег спать на кровать в зале. Проснулся оттого, что его будил Базыров И.Х., сколько было времени, не помнит. Подсудимый что-то спросил у него, но что он не помнит, так как был пьяный и сонный. Он видимо ничего ему не ответил и снова уснул. Проснулся от резкой боли в груди слева, открыв глаза, увидел, что в груди у него торчит нож с белой пластиковой ручкой с длиной лезвия клинка около 20 см, который он использовал для забоя скота. За ручку ножа держался подсудимый и высказывал в его адрес угрозы убийством. Вытащив нож, подсудимый стал наносить ему еще удары, но он потерял сознание. Сколько раз ударил его ножом Базыров И.Х., не знает. Дальше ничего не помнит, очнулся только в больнице. В этот день с Базыровым И.Х. не ругались, а ранее были неприязненные отношения, часто ссорились, дрались. С Базыровым лежали вместе в больнице, но подсудимый не подошел к нему и не извинился. Он Базырову И.Х. в этот день никаких ударов не наносил, откуда у подсудимого рана на голове не знает.

    Свидетель Халиков Х.Н. показал, что 10.07.2011 года после обеда он с матерью находился дома, в ограду забежал Базыров И.Х., который был в состоянии алкогольного опьянения. В руках у подсудимого увидел нож его брата Халикова З.Н. с белой пластмассовой ручкой, который был в крови. Руки у подсудимого также были в крови. Базыров И.Х. кричал, что убил Халикова З.Н. Он, испугавшись, выпив дома лекарства, побежал к брату домой, нож выхватил у Базырова И.Х. и спрятал на приусадебном участке дома брата, на столбе под крышей. Войдя в дом, увидел, что брат лежит на полу с ножевыми ранами, из которых шла кровь. Брат находился в полусознательном или бессознательном состоянии, что-то говорил или бредил, он не понял. Вытащив брата на улицу, побежал вызывать скорую помощь, а Базыров И.Х. остался сидеть на крыльце дома потерпевшего Халикова З.Н.. Пришла медик, осмотрела брата, у которого были ножевые ранения на груди, на подбородке, на животе, на плече. У Базырова тоже была рана на голове, но откуда не знает. Ранее между подсудимым и потерпевшим были неприязненные отношения, так как они по пьянке часто ругались и дрались.

    Свидетель Шеломенцев В.С. показал, что следствие по делу Базырова И.Х. вел он. Базыров И.Х. давал признательные показания, о происшедших событиях 10.07.2011 г. рассказал подробно все, что помнил. Допрашивался подсудимый в присутствии адвоката, протоколы допросов сам читал и собственноручно подписывал. Адвокат также спрашивал у него, все ли в протоколе записано верно, он соглашался.

    Кроме того, вина подсудимого подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 10.07.2011 г.- усадебного участка дома, по адресу <адрес>, в ходе которого обнаружены и изъяты куртка и нож со следами вещества красно- бурого цвета похожего на кровь, орудие преступления (л.д.9-10). постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 21.07.2011 г (л.д.70).и др. материалами дела.

    В соответствии с заключением судебно- медицинской экспертизы № 33 от 25.08.2011г. у Халикова З.Н. имелись следующие телесные повреждения: проникающее колото-резаное ранение груди слева с повреждением легкого, которое непосредственно создает угрозу для жизни человека и оценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; проникающее торако-абдоминальное ранение с повреждением большого сальника, которое непосредственно создает угрозу для жизни человека и оценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; рана передней поверхности груди справа (непроникающая), рана подбородочной области, рана в области правой брови, раны в области правого предплечья, рана в области левого плеча, рана в проекции 1 пальца левой кисти. Указанные раны как каждое в отдельности, так и в совокупности оцениваются как легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья, продолжительностью не свыше 3-х недель (21 дня). Указанные раны образовались от действия орудия или предмета, обладающего колото-режущими и режущими свойствами, возможно ножа, с достаточной силой, в срок незадолго до поступления в стационар, возможно 10.07.2011г. После получения повреждений потерпевший способен был совершать какие-либо активные целенаправленные действия: передвигаться, кричать ( л.д.75-77).

    Согласно заключения эксперта № 40 от 13.10.2011 г. нож, изъятый при осмотре места происшествия к холодному оружию не относится, изготовлен самодельным способом по типу хозяйственно-бытовых ножей (л.д.133-134).

    В соответствии с заключением эксперта № 693 от 26.09.2011 г. группа крови потерпевшего Халикова З.Н. – Ва (III). На ноже обнаружена кровь человека Ва (III) группы. Таким образом не исключается возможное происхождение крови за счет потерпевшего Халикова З.Н. (л.д.110-112).

    В момент совершения инкриминируемого деяния Базыров И.Х. не находился в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), (о чем свидетельствует отсутствие характерной трехфазной картины данного состояния), не обнаруживала каких-либо психических расстройств, в т.ч. и временных. Следовательно, во время преступления мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Находился в состоянии простого алкогольного опьянения. В настоящее время Базыров И.Х. также не обнаруживает какого-либо психического расстройства, он может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, может принимать участие в следственно-судебных действиях, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. К индивидуально-психологическим особенностям Базырова И.Х. относятся низкий культурный уровень, примитивность личности, стремление к пустому, увеселительному времяпрепровождению, банальность и поверхность в оценках и суждениях, легковесность, беспечность, неустойчивость эмоциональных реакций, импульсивность в принятии решений и действий, ассоциальность поведения, слабое чувство ответственности за свои поступки, нежелание делать выводы из своего прежнего негативного жизненного опыта. Индивидуально-психологические особенности Базырова И.Х. не оказали существенного влияния на его поведение в момент совершения инкриминируемого деяния (л.д.124-126).

Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым ножевые ранения потерпевшему причинены Базыровым И.Х. в результате личных неприязненных отношений, возникших на почве злоупотребления алкоголем. По убеждению суда, действия подсудимого носили умышленный характер и были направлены на причинение смерти потерпевшему, о чем свидетельствует характер ее действий, орудие преступления – нож, количество нанесенных ударов, степень тяжести вреда здоровью, причиненного Халикову З.Н., локализация ранений, и их характер, свидетельствующие о том, что удары были нанесены с достаточной силой, а также высказываемые подсудимым угрозы убийством в адрес Халикова З.Н.. При этом Базыров И.Х. осознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел наступление опасных последствий в виде причинения смерти потерпевшему и желал их наступления.

Орудием преступления явился нож, один из ударов был нанесен с достаточной силой в жизненно важный орган – грудную клетку слева. Но умысел подсудимого не был доведен до конца, так как он решил, что потерпевший умер в результате нанесенных ему ножевых ранений. Однако в результате своевременно оказанной медицинской помощи смерть потерпевшего не наступила. Об умысле на убийство свидетельствует и тот факт, что удары ножом Базыров И.Х. наносил спящему потерпевшему, а также то, что ранее между подсудимым и потерпевшим были неприязненные отношения. Данный факт подтверждают подсудимый, потерпевший, а также свидетель Халиков Х.Н.. Оснований опасаться за свою жизнь у Базырова И.Х. также не было, так как ножевые ранения потерпевшему он нанес в тот момент, когда Халиков З.Н. не предпринимал никаких действий по отношению к нему, а просто спал.

Нарушений требований УПК РФ при допросе Базырова И.Х. в ходе предварительного следствия не установлено. Допрошен подсудимый был в присутствии адвоката, как пояснил свидетель Шеломенцев В.С., показания давал добровольно, сам читал и подписывал их. Не доверять показаниям следователя у суда нет оснований.

            Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу в соответствии с нормами УПК РФ доказательства, суд считает вину подсудимого доказанной и квалифицирует его действия по ч.3 ст. 30- ч.1 ст. 105 УК РФ – покушение на убийство, т.е. умышленные действия лица, непосредственно направленные на умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.

Гражданский иск, заявленный прокурором в защиту интересов МУЗ Кыштовская ЦРБ, в соответствии со ч.3 ст.44 УПК РФ прокурор не вправе обращаться в суд с иском в защиту интересов организаций и учреждений.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, который характеризуется по месту жительства как злоупотребляющий спиртным, не работает, ведет разгульный образ жизни, места регистрации не имеет.

    Отягчающих вину обстоятельств суд не находит.

    К смягчающим обстоятельствам суд относит признание вины, раскаяние, а также мнение потерпевшего, который не настаивает на строгой мере наказания.

    Учитывая, что подсудимый данное особо тяжкое преступление совершил в период испытательного срока (приговор от 27.05.2011 года), в силу ст.70 УК РФ.

           Учитывая вышеуказанные обстоятельства, личность подсудимого, а так же наступившие последствия, суд считает необходимым назначить Базырову И.Х. наказание, связанное с реальным лишением свободы, не применяя дополнительный вид наказания.

           Поскольку Базыров И.Х. совершил преступление, относящееся к категории особо тяжких, суд в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, определяет отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

    Руководствуясь ст.ст. 303,304, 307-309 УПК РФ, суд

    П Р И Г О В О Р И Л :

    Базыров И.Х. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.30 – ч.1 ст.105 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 мес. без ограничения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.

    На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменить Базырову И.Х. условное осуждение по приговору суда от 27.05.2011 года.

    В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного сложения наказаний окончательно к отбытию определить наказание в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

    Срок наказания исчислять с 26.09.2011 года.

    Приговор от 26.09.2011 г. в отношении Базырова И.Х. исполнять самостоятельно.

                В соответствии со ст. 222 ГПК РФ гражданский иск, заявленный прокурором в защиту интересов МУЗ Кыштовская ЦРБ оставить без рассмотрения.

    Меру пресечения – содержание под стражей – оставить до вступления приговора в законную силу.

    Вещественные доказательства – куртку, нож – уничтожить.

    Приговор может быть обжалован и опротестован в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержавшимся под стражей – в тот же срок с момента получения копии приговора.

    Судья