Дело № 2-694\2011
Поступило в суд: 28.09.2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2011 года с.Венгерово
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Симаковой С.В.
Прокурора Коледенко Е.Н.
При секретаре Кидло Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района к администрации муниципального образования Урезского сельсовета о признании распоряжения незаконным
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Венгеровского района обратился с заявлением в суд указав, что в прокуратуру района поступило заявление от гр.Фишер Н.А., проживающей в <адрес>, с жалобой на действия главы администрации муниципального образования Урезского сельсовета.
Согласно доводам жалобы действиями должностного лица органа местного самоуправления – главы администрации Урезского сельсовета нарушено право заявительницы на равный доступ к муниципальной службе в Урезском сельсовете.
В силу пункта 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В силу ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> закреплен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Данный принцип устанавливает равные возможности и права для граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, на замещение любой должности муниципальной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Согласно ст.17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Таким образом, принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора.
Проведенной проверкой установлено, что в муниципальном образовании Урезского сельсовета нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы не принят, что говорит об отсутствии установленного в данном муниципальном образовании порядка приема на муниципальную службу, и что, следовательно, не обеспечивает реализацию закрепленного ст.16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» принципа равного доступа к муниципальной службе.
ДД.ММ.ГГГГ главе Урезского сельсовета поступило заявление о приеме на работу на должность муниципальной службы специалиста 2 разряда от гр. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ также поступило заявление о приеме на работу на должность муниципальной службы специалиста 2 разряда от гр.Фишер Н.А. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы была принята ФИО2
В письменном отказе в приеме на работу Фишер Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ причиной отказа явилось отсутствие вакантных мест в администрации муниципального образования, в то время как на заявление ФИО2, поступившее главе администрации Урезского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, такой ответ дан не был, и более того, ФИО2 была принята на муниципальную должность с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Урезского сельсовета ФИО2 принята на муниципальную должность муниципальной службы специалиста 2 разряда. Изучение личного дела данного работника показало, что при поступлении на муниципальную службу ФИО2 не представлены: сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, что в соответствии с требованиями вышеуказанного федерального законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу. На основании изложенного прокурор просил суд обязать главу администрации Урезского сельсовета расторгнуть трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 Признать распоряжение главы администрации Урезского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО2 незаконным с момента его издания.
Представитель ответчика – Глава Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования не признал по изложенным им доводам в отзыве на исковое заявление.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, находит подлежащими удовлетворению требования прокурора по следующим основаниям.
Действительно согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Урезского сельсовета ФИО1 ФИО2 принята на муниципальную должность муниципальной службы ( младшая должность муниципальной службы) специалиста 2 разряда по бухгалтерскому учёту. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в лице Главы администрации ФИО1 заключён с ФИО2 трудовой договор №, который вступает в действие с ДД.ММ.ГГГГ, при этом работнику устанавливается срок испытания продолжительностью 3 месяца с целью проверки соответствия Работника поручаемой работе.
Согласно ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
На основании п.п.9, 10 ст.16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; ) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.
Согласно ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
На основании ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты, указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.19 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст.ст.13 и 14 настоящего Федерального закона, а именно: непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отсутствие заключения медицинского учреждения.
В судебном заседании объективно установлено, что при поступлении на муниципальную службу ФИО2 не были представлены представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и ребёнка, а также не представлено заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
На момент рассмотрения данного дела судом вышеуказанные документы также не были представлены ФИО2 работодателю, что является основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Кроме того, Постановлением главы Урезского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Урезского сельсовета, муниципальными служащими требований к служебному поведению. Настоящим положением определён порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента в РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако положение фактически не исполняется, поскольку Главой Урезского сельсовета на муниципальную должность был принят новый работник достоверность и полнота сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которого, не только не была проверена, но и не были представлены данные сведения. Та справка, которая представлена суду в подтверждение доходов, наличия имущества ФИО2 не является надлежаще оформленными сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение должности муниципальной службы.
Рассматривая довод главы Урезского сельсовета ФИО1 о том, что в администрации Урезского сельсовета всего три младшие должности муниципальной службы и нецелесообразно устанавливать порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы и принимать муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения, суд приходит к следующему.
Действительно согласно ч.1 ст.17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Из указанной правовой нормы следует, что это право, а не обязанность органов местного самоуправления проводить конкурс, на что и ссылается в своём отзыве на исковое заявление Глава Урезского сельсовета ФИО1 Однако, в судебном заседании объективно установлено, что с заявлением о приёме на должность муниципальной службы специалиста 2 разряда обратились два человека: ФИО2 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и Фишер Н.А. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. В письменном отказе в приеме на работу Фишер Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ причиной отказа явилось отсутствие вакантных мест в администрации Урезского сельсовета, ФИО2 такой ответ дан не был, и последняя была принята на муниципальную должность с ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах суд согласен с доводами прокурора, в той части, что было нарушено право Фишер Н.А. на равный доступ к муниципальной службе в Урезском сельсовете. Поскольку имелось несколько претендентов на замещение должности муниципальной службы, то в данном случае, по мнению суда, имелись основания для проведения конкурса, в ходе которого комиссией и должен был быть решён вопрос о соответствии одного из претендентов требованиям к должности муниципальной службы.
Согласно ст.16 Федерального закона « О муниципальной службе в Российской федерации», при поступлении на муниципальную службу, а также при её прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, поэтому доводы ответчика, что Фишер Н.А. находится в «предпенсионном» возрасте нельзя признать обоснованными, для отказа в приёме на муниципальную службу.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Венгеровского района к администрации муниципального образования Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать распоряжение Главы Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о приёме на работу ФИО2 незаконным с момента его издания.
Обязать Главу Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области расторгнуть трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый Администрацией Урезского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области с ФИО2
Решение может быть обжаловано или опротестовано в облсуд через суд района в срок 10 дней.
Председательствующий:
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.