Решение о признании незаконным бездействия по организации на территории поселений мест захоронения.



Дело № 2-240/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.05.2012 г. с. Кыштовка

Судья Венгеровского районного суда Новосибирской области Климова М.А.,

при секретаре Савиных О.В.,

с участием заместителя прокурора Кыштовской районной прокуратуры Новосибирской области Мосина Б.Г.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Кыштовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанности организовать на территории сельского поселения места захоронения, соответствующие нормам законодательства, сформировать земельный участок, занятый под сельские кладбища, расположенные на территории поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кыштовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутихинского сельсовета, Кыштовского района, Новосибирской области, указывая, что прокуратурой Кыштовского района Новосибирской области проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации Крутихинского сельского поселения Кыштовского муниципального района Новосибирской области, в ходе которой были выявлены следующие нарушения: на территории сельского поселения в <адрес>, <адрес>, находятся кладбища, правоустанавливающие документы на которые в установленном законом порядке не оформлены, земельные участки под размещение места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены, границы кладбищ не определены, положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы на новое местно погребения не получено. Таким образом, администрация Крутихинского сельского поселения Кыштовского района Новосибирской области не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации мест захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, что влечет к нарушению конституционного права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации Крутихинского сельского поселения, Кыштовского района, Новосибирской области в части непринятия мер по организации на территории в <адрес>, <адрес> мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать в вышеуказанных населенных пунктах места захоронения соответствующие требованиям законодательства, сформировать земельный участок под сельскими кладбищами, расположенными на территории Крутихинского сельского поселения.

Заместитель прокурора Мосин Б.Г. в судебном заседании иск поддержал.

Представитель администрации Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без него.

Заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Так, согласно справке администрации Крутихинского сельсовета Кыштовского района, Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории администрации Крутихинского сельсовета имеется 2 кладбища: в. <адрес>, <адрес>. На балансе и в реестре муниципальной собственности администрации Крутихинского сельсовета кладбища не состоят. Правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые кладбищами, не оформлены (л.д.6).

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Вышеуказанный закон в ч. 1 ст. 4 определяет, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 16 вышеуказанного Закона предусмотрено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно п. 2.1 «СанПиН 2.1.2882-11. «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Санитарные правила и нормы», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 28.06.2011 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1). В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (ч.13).

В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

На основании ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

На основании ст. 16 вышеуказанного закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, администрация Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области в нарушение закона не выполняет обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Кыштовского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования Крутихинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных: в <адрес>, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья