решение от 07.09.2010. по иску о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2010 года г. Венёв

Венёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Борисенко С.Н.,

при секретаре Затуливетер И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насыровой Фатымы Ивенегеровны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Венёвского района» о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца,

у с т а н о в и л:

Насырова Ф.И. обратилась в суд с иском к ГУ ТО “Управление социальной защиты населения Венёвского района” о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца в сумме ... рублей ... копеек, мотивируя свои требования тем, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – ФИО1, умершего Дата обезличена года. Со Дата обезличена 1997 года ей назначена пенсия по старости и с Дата обезличена 2006 года установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию. Кроме того, решением Венёвского районного суда был установлен факт нахождения её на иждивении супруга ФИО1 на момент его смерти. Этим же решением она признана нетрудоспособной. Однако, при обращении в органы социальной защиты населения с вопросом выплаты единовременной денежной компенсации по случаю потери кормильца в соответствии со статьёй 39 Закона РФ от 15.05.1991. №1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, ей отказали в данной выплате на том основании, что она является трудоспособной. С данным решением органа социальной защиты населения она не согласна, так как в 1997 году, до смерти супруга, ей назначена пенсия по старости, а на момент смерти уже была установлена третья группа инвалидности, в связи с чем она является нетрудоспособной и находилась на иждивении супруга.

В судебном заседании истица Насырова Ф.И. свои исковые требования поддержала по тем же основаниям, которые изложены в заявлении.

Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Венёвского района» по доверенности Черняк А.В. иск не признал, пояснив, что в соответствии с Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесённый здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», должны быть представлены документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца. По решению Венёвского районного суда от 28.01.2008., на которое ссылается истица, установлен только факт нахождения Насыровой Ф.И. на иждивении, как следует из резолютивной части данного решения. Согласно пункта 3 статьи 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нетрудоспособными являются женщины, достигшие возраста 55 лет. На момент смерти супруга Насырова Ф.И. не достигла возраста 55 лет, следовательно, не является нетрудоспособной и не имеет право на единовременную компенсацию по случаю потери кормильца.

Заслушав доводы сторон и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер Дата обезличена 2007 года л.д.3).

По заключению Российского межведомственного Экспертного Совета л.д.6) установлена причинная связь смерти ФИО1 с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Насырова Фатыма Ивенегеровна с Дата обезличена года состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака л.д. 5).

Решением Венёвского районного суда Тульской области от 28 января 2008 года, вступившим в законную силу 11 февраля 2008 года, установлен факт нахождения Насыровой Фатымы Ивенегеровны на иждивении своего супруга ФИО1, умершего Дата обезличена 2007 года л.д. 7).

В соответствии с пенсионным удостоверением истицы Насыровой Ф.И. л.д. 8), Дата обезличена 1997 года ей была назначена пенсия по старости.

По справке медико-социальной экспертизы с Дата обезличена 2006 года Насыровой Ф.И. установлена третья группа инвалидности с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Дата очередного переосвидетельствования Дата обезличена года.

Согласно статьи 39 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10000 рублей, родителям погибшего – в размере 5000 рублей ( в редакции Федерального закона от 07.08.2000 №122-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 №1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выше указанная единовременная компенсация установлена в размере 19742,37 рублей.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесённый здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №907, члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона, прилагают к заявлению в том числе документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.

Представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Венёвского района» Черняком А.В. не оспаривается факт нахождения Насыровой Ф.И. на иждивении своего мужа ФИО1 на момент его смерти, поскольку данный факт установлен, вступившим в законную силу, судебным постановлением. В тоже время представитель ответчика считает, что истица Насырова Ф.И. не является нетрудоспособной, что обязательно для решения вопроса о выплате единовременной компенсации за потерю кормильца.

Данная позиция представителя ответчика является неправильной, основана на ошибочном толковании норм материального права.

Конституционный суд в п. 6.1 Постановления от 19 июня 2002 года №11-П указал, что Базовый Закон не содержит определения понятия “иждивение” и “нетрудоспособный член семьи”. Они раскрываются в других Федеральных Законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального Закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

В п.п. 2,3 и 4 статьи 7 Федерального Закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” № 125 – ФЗ от 24.07.1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) закреплено, что право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико – социальной экспертизы или лечебно – профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;

лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

несовершеннолетним – до достижения возраста 18 лет;

учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

Инвалидам – на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу (супруге) или другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Из правового анализа указанной нормы Закона следует, что под “нетрудоспособными лицами” законодатель понимает не только несовершеннолетних детей, женщин и мужчин, достигших пенсионного возраста, но и инвалидов, независимо от имеющейся у них группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент смерти супруга, истица Насырова Ф.И. была признана инвалидом третьей группы.

Кроме того, по решению Венёвского районного суда от 28 января 2008 года, вступившим в законную силу л.д. 7), было установлено, что Насырова является нетрудоспособной по определению Закона, поскольку с Дата обезличена 1997 года находится на пенсии по старости.

В силу пункта 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Насыровой Ф.И. о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца в сумме ... рублей ... копеек, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Венёвского района» в пользу Насыровой Фатымы Ивенегеровны за счёт средств федерального бюджета единовременную компенсацию по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы ... рубля ... копеек.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Венёвский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: