решение от 13.01.11. по иску прокурора о признании незаконным бездействия админстрации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года г. Венев

Веневский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Задонского Н.Н.,

при секретаре Макаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к АМО ... о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании незаконным бездействия по постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного и возложении обязанности по выполнению комплекса мер, необходимых для постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет,

установил:

прокурор Венёвского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к АМО ... о признании недвижимой вещи – гидротехнического сооружения пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ..., расположенной на территории МО ..., бесхозяйной; признании незаконным бездействия АМО ..., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке гидротехнического сооружения пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ... на учет как бесхозяйного; возложении на АМО ... обязанности выполнить комплекс мер, необходимых для постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ... на учет как бесхозяйного.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Веневского района совместно с межрегиональным отделом по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории .... При этом, на территории МО ... было выявлено гидротехническое сооружение пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки .... В соответствии с информацией, полученной из органов местного самоуправления, Управления Росреестра по ..., ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус указанного гидротехнического сооружения как бесхозяйного и тем самым создающим повышенную опасность для населения ... требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Однако, администрация МО ..., зная о наличии на поднадзорной ей территории бесхозяйном гидротехническом сооружении 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ... не направила в органы Росреестра заявления о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор Веневского района Тимаков О.Н. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика АМО ..., а также третьего лица межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленными о временииместе судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.

Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд на­ходит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно справке по проверке гидротехнических сооружений, расположенных на территории Веневского района от Дата обезличена года, предоставленной старшим государственным инспектором Приокского управления Ростехнадзора, гидротехническое сооружение пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ... находится в удовлетворительном состоянии.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Росреестра по ..., ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и АМО ..., данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехническое сооружение это - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

При этом под собственником гидротехнического сооружения понимается - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» определены обязанности собственника гидротехнического сооружения по обеспечению требований безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно п.6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Бездействие администрации муниципального образования ..., выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ..., препятствует реализации положения ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Поскольку гидротехническое сооружение пруда 0,2 километра севернее населенного пункта ... на ручевой балке без названия, правый приток реки ... не имеет собственника, администрация муниципального образования ..., на территории которого расположен данный объект недвижимости, обязана обратиться с заявлением в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество о постановке на учет спорного гидротехнического сооружения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда 0,2 км севернее населенного пункта Анишино на ручевой балке без названия, правый приток ..., расположенную на территории МО ..., бесхозяйной.

Признать незаконным бездействие администрации МО ..., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке гидротехнического сооружения пруда 0,2 км севернее населенного пункта Анишино на ручевой балке без названия, правый приток ... на учет как бесхозяйного.

Возложить на администрацию МО ... обязанность выполнить комплекс мер, необходимых для постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения пруда 0,2 км севернее населенного пункта Анишино на ручевой балке без названия, правый приток ... на учет как бесхозяйного.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы или представления через Веневский районный суд.

Председательствующий