РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2011 года г. Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Быковой Н.В.,
при секретаре Макаровой С.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой М.Н. и Атяскина И.Н. к администрации МО Венёвский район, администрации МО ПГТ Грицовский Венёвского района и Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании их лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, и о предоставлении им благоустроенных жилых помещений,
у с т а н о в и л :
Савельева М.Н. и Атяскин И.Н. обратились в суд с иском к администрации МО Венёвский район, администрации МО ПГТ Грицовский Венёвского района и Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании их лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, и о предоставлении им благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Свои требования истцы мотивировали тем, что они являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в мае-апреле 2000 года их родители были лишены родительских прав, после чего до совершеннолетия они находились под опекой своей тёти ФИО4 и проживали у нее. Своего жилья они не имеют и не имели, зарегистрированы по адресу: ... ..., ..., ..., ком. ... (общежитие), то есть в жилом помещении, предназначенном для временного проживания. Дата обезличена года они были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилые помещения им не предоставлены.
В судебном заседании истцы Савельева М.Н. и Атяскин И.Н., а также их представитель Пантелеева С.Ю. иск поддержали в полном объеме, пояснив, что с 2000 года истцы являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку последние были лишены родительских прав. С того момента они стали проживать у своей тёти в .... До этого они вместе с мамой проживали на съемных квартирах, хотя прописаны были в общежитии ..., где их маме от работы было предоставлено помещение под лестницей без каких-либо удобств. Номера у этого помещения не было. Впервые о том, что за ними было закреплено жилое помещение в виде комнаты Номер обезличен указанного общежития, они узнали в 2005 году, когда им потребовалась регистрация и в паспортном столе потребовали указать номер комнаты. В действительности в указанной комнате они никогда не проживали, в том числе с мамой, и не вселялись туда, согласие на предоставление им указанной комнаты в общежитии они не давали, в связи с чем считают, что фактически никакого жилья за ними не закреплялось, кроме того, общежитие является временным жильем и относится к специализированному фонду, следовательно, и по этому основанию являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не было закреплено жилое помещение. После окончания школы они продолжили обучение в училище, Атяскин проходил службу в армии. В 2008 году они обратились в администрацию о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, после чего были поставлены на внеочередную очередь, однако уже в период рассмотрения дела им сообщили, что у них имеется закрепленное жилое помещение в виде комнаты Номер обезличен в указанном выше общежитии, а затем вовсе сняли с внеочередной очереди, ссылаясь на то, что теперь бывшее общежитие является жилым домом, в котором у них имеется коммунальная комната. Считают, что закреплением за ними временного жилья, тем более в котором они никогда не проживали, а также снятие их с внеочередной очереди на получение жилого помещения, является незаконным и нарушает их права как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение льготного жилья.
Представитель ответчика администрации МО Венёвский район по доверенности Легонькова Е.Н. иск, предъявленный к администрации МО Венёвский район, не признала, при этом указала, что в целом требования истцов законны и обоснованы, однако надлежащим ответчиком в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, поскольку именно в его полномочия входит предоставление жилых помещений указанной категории граждан в отсутствие закрепленного жилья, что, по её мнению, нашло своё подтверждение в судебном заседании.
Представитель ответчика администрации МО ПГТ Грицовский по доверенности Берникова В.Н. иск не признала, пояснив, что истцы зарегистрированы в ... ... дома Номер обезличена по ... ..., которое до Дата обезличена года было общежитием, однако затем было исключено из специализированного жилого фонда и включено в состав муниципального жилого фонда. В 2008 году истцы были поставлены на внеочередную очередь на получение жилого помещения как нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, поскольку теперь они зарегистрированы в коммунальной квартире и соответственно имеют закрепленное жилое помещение, они были сняты с внеочередной очереди. Кроме того, указала, что администрация МО ПГТ Грицовский не имеет жилого фонда и не предоставляет жилые помещения, а только занимается постановкой на учет, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу. Также указала, что их администрация не закрепляет жилые помещения за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это входит в полномочия администрации МО Венёвский район, при этом не отрицала, что закрепленное в настоящее время за истцами жилое помещение и то помещение в общежитии, в котором они проживали некоторое время с мамой, не одно и то же, последнее не является жилым, в настоящее время в нем никто не проживает, комн. Номер обезличен за истцами впервые была закреплена в 2005 году по требованию органа опеки и попечительства, при этом истцы либо их опекун на тот момент никакого заявления о предоставлении им комнаты в общежитии не писали.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству и третьего лица Веневского территориального отдела комитета по доверенности Кожанова О.В. иск не признала, указав, что в их полномочия входит предоставление жилых помещений данной категории граждан, которые не имеют закрепленного жилого помещения, однако истцы имеют закрепленное жилое помещение, в связи с чем Комитет является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Атяскина И.Н., Дата обезличена год рождения, и Савельевой М.Н. (до брака Дата обезличена г. Атяскина И.Н.) Мария Николаевна, Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена года являлись лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истцов – ФИО10 Дата обезличена года Веневским районным судом была лишена родительских прав л.д. 15), их отец – ФИО9 был лишен родительских прав 25 апреля того же года ... судом ... л.д. 16-17).
Дата обезличена года постановлением главы МО Венёвский район Тульской области Номер обезличен над Атяскиными М.Н. и М.И. была установлена опека, опекуном была назначена их тётя - ФИО4 При этом органом местного самоуправления закрепление жилья за несовершеннолетними не производилось.
Впервые за Атяскиными И.Н. и М.Н. жилое помещение в виде комнаты в общежитии было закреплено в 2005 году, когда главой администрации МО Венёвский район было вынесено постановление Номер обезличен от Дата обезличена года о сохранении за Атяскиными И.Н. и М.Н. права пользования жилым помещением по адресу: ..., Венёвский район, ..., ..., дом Номер обезличена, комната Номер обезличен, на время пребывания их в государственном учреждении л.д. 39).
После окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ Атяскиным И.Н. и окончания пребывания в образовательном учреждении Атяскиной М.Н. постановлением администрации МО ПГТ Грицовский Венёвского района Номер обезличен от Дата обезличена года они были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, общая очередь соответственно 186 и 187, внеочередная - 5 и 6. Основаниями для постановки на учет послужили заявления Атяскиных И.Н. и М.Н., которые являются детьми, оставшимися без попечения родителей л.д. 12-13).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Номер обезличен от Дата обезличена года Савельева М.Н. временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., ..., ..., ..., на срок с Дата обезличена года по Дата обезличена года л.д. 31).
Согласно паспорту истицы, а также выписке из домовой книги истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: ... ..., ..., ..., ..., с Дата обезличена года л.д. 32, 65).
Из акта обследования указанного выше жилого помещения следует, что в нем зарегистрированы Атяскин И.Н. и Савельева (Атяскина) М.Н., которые прибыли в пос. ... вместе с матерью в 1993 году и были зарегистрированы в общежитии с Дата обезличена года. После того, как в 2000 году их родители были лишены родительских прав, над детьми была установлена опека, жилье не закреплялось, хотя из комнаты дети не выписывались. Опекуном над ними была назначена ФИО4, у которой они стали проживать после установления опеки. Постановлением администрации МО ПГТ Грицовский Номер обезличен от Дата обезличена года указанное выше общежитие было исключено из специализированного жилого фонда и включено в состав муниципального жилого фонда. Квартира Номер обезличен является коммунальной квартирой, находится в муниципальной собственности и представляет собой секцию из трех комнат с общей кухней, санузлом, коридором и кладовкой, жилая площадь комнаты Номер обезличен составляет 19,4 кв.м. В связи с тем, что Атяскины с 2000 года в данной комнате не живут, ею временно пользуются соседи, которые при первой необходимости эту комнату освободят л.д. 41).
То обстоятельство, что общежитие, в котором были зарегистрированы истцы, было исключено из состава специализированного жилого фонда и включено в состав муниципального жилого фонда, подтверждается постановлением МО ПГТ Грицовский Венёвского района Номер обезличен от 24 март 2009 года л.д. 76).
Постановлением администрации МО ПГТ Грицовский Венёвского района Номер обезличен от Дата обезличена года истцы были исключены из внеочередного списка учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку они имеют комнату в коммунальной квартире л.д. 77, 78-79).
Исходя из изложенного, суд считает доказанным, что истцы относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, поскольку после того, как они остались без попечения родителей, и над ними была установлена опека, они стали проживать по месту жительства своего опекуна, а до этого, будучи зарегистрированными вместе с матерью в общежитии (без указания номера комнаты), фактически проживали на съёмных квартирах, поскольку в общежитии им было предоставлено для проживания нежилое помещение, что сторонами не оспаривается. Закрепление за ними в последующем (через пять лет) временного жилого помещения в виде комнаты в общежитии, тем более в котором они ранее не проживали, является незаконным и правового значения для разрешения данного спора не имеет, как и то, что в дальнейшем указанная комната была переведена из разряда специализированного жилого помещения в муниципальное, в связи с чем суд считает, что требование истцов о признании их лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая требования истцов в части обязания ответчиков предоставить каждому из них благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и жилой площадью не ниже установленных социальных норм, суд приходит к следующему.
Статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 и п.п. 1. 2 ст. 5 Закона Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 г. «О жилищном фонде Тульской области» к категориям граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооружённых сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявлении о принятии на учёт. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящегося на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учёта.
В силу п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооружённых сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 г. № 10 органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооружённых сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определён комитет.
Исходя из анализа приведённых выше норм права, суд, учитывая, что Атяскин И.Н. и Савельева М.Н. относятся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеют закреплённого жилого помещения, приходит к выводу, что их требования об обязании комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить каждому из них жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования Венёвский район Тульской области в виде отдельной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, обоснованны и подлежат удовлетворению, а в иске с аналогичными требованиями к администрации МО Венёвский район и АМО ПГТ Грицовский надлежит отказать, поскольку в данном случае они являются ненадлежащими ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Савельевой М.Н. и Атяскина И.Н. удовлетворить частично, признать их лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить каждому из них жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования Венёвский район Тульской области в виде отдельной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления Венёвского района Тульской области.
В остальной части в иске Савельевой М.Н. и Атяскина И.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы через Венёвский районный суд.
Председательствующий: