Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года г. Венёв Венёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Безрукова А.В., при секретаре Макаровой С.Ю., с участием помощника прокурора Веневского района Сазонова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Венёвского района Тульской области в интересах лица из числа детей сирот Десятчикова А.В. к АМО Веневский район, АМО Мордвесское, комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о возложении обязанности предоставить жилое помещение, установил: прокурор Венёвского района Тульской области в интересах Десятчикова А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Веневский район, АМО Мордвесское Веневского района, комитету Тульской области о возложении обязанности на АМО Веневский район, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Десятчикову А.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте МО Веневский район Тульской области в виде отдельной квартиры, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления Веневского района Тульской области, мотивируя тем, что Дата обезличена года по решению ... суда ... мать Десятчикова А.В. была лишена родительских прав, отец ФИО4 умер Дата обезличена года. До окончания учебного учреждения Десятчиков А.В. находился в детском государственном воспитательном учреждении. Далее Десятчиков А.В. обучался в специализированной коррекционной общеобразовательной школе 8 вида, которую закончил в Дата обезличена году. После этого учился в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ... Профессиональный лицей Номер обезличен ..., в Дата обезличена года закончил обучение в данном учреждении. С Дата обезличена года по настоящее время Десятчиков А.В. обучается в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ... «Профессиональный лицей Номер обезличен» и находится на полном государственном обеспечении. Закрепленное за Десятчиковым А.В. жилое помещение, расположенное по адресу: ... непригодно для проживания. В судебном заседании помощник прокурора Веневского района Тульской области Сазонов С.В. от требований в части возложения на АМО Мордвесское Веневского района обязанности предоставить Десятчикову А.В. жилое помещение отказался, о чем вынесено определение суда о прекращении производства по делу в данной части. В остальной части исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Истец Десятчиков А.В. исковые требования прокурора Венёвского района поддержал по изложенным основаниям и просил их удовлетворить. Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Кожанова О.В. исковые требования в отношении Комитета не признала, просила возложить обязанность по предостав -лению жилого помещения Десятчикову А.В. на АМО Веневский район вследствие того, что комитет Тульской области обеспечивает жильем детей, за которыми не закреплено жилое помещение, а за Десятчиковым А.В. постановлением главы администрации Веневского района Тульской области Номер обезличен от Дата обезличена года жилое помещение закреплено. До Дата обезличена года функции по вопросам опеки и попечительства исполняли муниципальные образования Тульской области, которые принимали распорядительные акты, касающиеся жизнеустройства детей и закрепления за ними жилых помещений и контроль за сохранением закрепленного жилья. Жилое помещение закрепленное за Десятчиковым А.В. пришло в состояние непригодности для проживания именно в этот период. Представитель администрации МО Веневский район по доверенности Андросова В.Л. возражала против удовлетворения исковых требований к АМО Веневский район, просила возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Десятчикову А.В. на комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, поскольку закрепление за Десятчиковым А.В. было формальным. Они не имели собственного жилья и жили в общежитии. Представитель ответчика АМО Мордвесское Веневского района, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя АМО Мордвесское Веневского района. Заслушав доводы помощника прокурора Веневского района Сазонова С.В., истца Десятчикова А.В., представителя администрации МО Веневский район Андросовой В.Л., представителя комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со свидетельством о рождении Десятчиков А.В. родился Дата обезличена года в .... Его родителями являются: мать ФИО7, отец – ФИО4 ... суда ... от Дата обезличена ФИО7 была лишена родительских прав в отношении сына Десятчикова А.В., Дата обезличена года рождения. Отец Десятчикова А.В. – ФИО4 умер Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о смерти. В постановлении Номер обезличен от Дата обезличена года глава администрации Веневского района Тульской области просил Тульский областной комитет по образованию временно на 2 года определить Десятчикова А.В., Дата обезличена года рождения, в детское государственное воспитательное учреждение. При этом за Десятчиковым А.В. было закреплено жилое помещение по адресу: ... Из постановления главы МО Веневский район Номер обезличен от Дата обезличенагода следует, что срок пребывания Десятчикова А.В. в детских государственных воспитательных учреждениях продлен до окончания учебных учреждений. Согласно свидетельства об окончании специализированной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида, Десятчиков А.В. обучался в данном образовательном учреждении до Дата обезличена года. С Дата обезличена года по настоящее время Десятчиков А.В. обучается в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ... ...» и находится на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой директора ...». Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что Десятчиков А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство Тульской области предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями органом исполнительной власти (Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области»). Вышеназванным Законом Тульской области определен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма ( ст. 4 данного Закона). В соответствии с постановлением главы АМО ... Номер обезличен от Дата обезличена года Десятчиков А.В. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Из акта обследования жилого помещения, закрепленного за Десятчиковым А.В. от Дата обезличена года, следует, что комната Номер обезличен, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., не пригодна для проживания, поскольку окна выбиты, водопровод и электроэнергия отсутствуют, двери не закреплены. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Частями 3 и 5 указанной нормы Закона предусмотрено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В ходе судебного разбирательства установлено, что закреплённое за Десятчиковым А.В. постановлением главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года жилое помещение, не пригодно для проживания. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1-2 ст. 24 Закон Тульской области от 07.10.2009 N 1336-ЗТО (ред. от 01.06.2011) "О защите прав ребенка", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) либо зачисленные на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, при осуществлении контроля за сохранностью жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, право пользования, которыми сохранено за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, взаимодействует с органами местного самоуправления с целью принятия мер по защите прав детей указанной категории в случаях, предусмотренных статьей 687 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации. Часть третья данной статьи определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти области жилыми помещениями жилищного фонда области по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Из содержания закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области», следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, предоставляются органом, уполномоченным администрацией Тульской области на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области. Согласно постановления администрации Тульской области от 09.10.2009 N 754 (ред. от 22.03.2011) "Об утверждении Порядка управления жилищным фондом социального использования Тульской области" государственными заказчиками по размещению государственного заказа по приобретению жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области, наймодателями по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Тульской области, органами, уполномоченными на принятие решений об отнесении переданных им в оперативное управление находящихся в собственности Тульской области жилых помещений к жилищному фонду социального использования Тульской области, передачу жилых помещений жилищного фонда социального использования Тульской области в собственность граждан ( детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения) является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Данный комитет принимает решение о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора социального найма. Утверждение представителя комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о том, что Десятчиков А.В. имеет закрепленное за ним жилое помещение суд признает несостоятельным вследствие того, что фактически жилое помещение за Десятчиковым А.В. было закреплено формально, о чем пояснил в судебном заседании представитель АМО Венёвский район. Доводы представителя Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о том, что они не могут предоставить Десятчикову А.В. жилое помещение, так как они только с Дата обезличена года являются органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим деятельность по опеке и попечительству на территории Тульской области, суд признает несостоятельными, поскольку в силу п.п. 32, 33, 47 Положения о комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, утвержденному постановлением ... от Дата обезличена года Номер обезличен, именно на данный орган исполнительной власти возложена обязанность по защите жилищных прав и обеспечению вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Венёвского района Тульской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Веневский район и комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Десятчикову А.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования Веневский район в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления Веневского района Тульской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Веневский районный суд Тульской области в течение 10 суток. Председательствующий