26.08.11 о признании незаконным бездействия (несвоевременная оплата за газ и эл.энергию)...



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011 года г. Венёв

Венёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Борисенко С.Н.,

при секретаре Затуливетер И.Н.,

с участием прокурора Сазонова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Венёвского района Тульской области к ООО "Коммунальные ресурсы ВН" и ОАО "Тульская сбытовая компания" о признании незаконными бездействия по несвоевременной оплате за потреблённые газ и электроэнергию, признании незаконными действия по прекращению подачи электроэнергии, наложении обязательств по проведению мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и наложении обязательств о возобновлении подачи электроэнергии,

у с т а н о в и л:

прокурор Венёвского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО "Коммунальные ресурсы ВН" и ОАО "Тульская сбытовая компания" о признании незаконным бездействие ООО "Коммунальные ресурсы ВН", выразившееся в несвоевременной и неполной оплате за потреблённые газ и электроэнергию на объектах ЖКХ, возложении обязанности на ООО "Коммунальные ресурсы ВН" по проведению в установленные сроки мероприятий, связанных с подготовкой объектов ЖКХ к работе в зимних условиях в 2011-2012 годах, а именно: произвести замену котла ТВГ-1,5 котельной "Центральная" и котла ТВГ-1,5 котельной "Северная", произвести диагностику котельного оборудования и промывку котлов котельной "Южная", произвести замену и ремонт водопогревателей на центральном тепловом пункте (ЦТП) микрорайона "Южный", произвести замену тепловых и водопроводных сетей, произвести замену технологического оборудования на канализационной насосной станции (КНС), провести ремонт очистных сооружений, расположенных и используемых для оказания коммунальных услуг жителям муниципального образования города Венёва Тульской области и Венёвского района Тульской области; признать незаконными действия ОАО "Тульская сбытовая компания" по прекращению 31 мая 2011 года подачи электрической энергии на объекты ООО "Коммунальные ресурсы ВН": котельная "Южная", а также бойлерная № 1, бойлерная № 2, бойлерная № 3, бойлерная № 4, бойлерная № 5, бойлерная № 6 г. Венёва Тульской области; с 01 июня 2011 года – котельная пос. Каменный Венёвского района Тульской области, котельная пос. Метростроевский Венёвского района Тульской области, котельная пос. Мордвес Венёвского района Тульской области; с 02 июня 2011 года – котельная "Северная" г. Венёва Тульской области, котельная "Школьная" г. Венёва Тульской области, котельная "Центральная" г. Венёва Тульской области и наложении на ОАО "Тулаэнергосбыт" обязательства по возобновлению подачи электрической энергии на объекты ЖКХ: бойлерные №№ 1-6, котельная пос. Каменный, котельная пос. Метростроевский, котельная пос. Мордвес Венёвского района Тульской области, также котельная "Северная", котельная "Школьная, котельная "Центральная" г. Венёва Тульской области.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что 30 июля 2006 года между ООО "Тульская региональная компания по реализации газа" (Поставщик) и ООО "Системы жизнеобеспечения (Коммунальные ресурсы ВН)" (Покупатель) был заключен договор на поставку газа, согласно которому Поставщик обязуется поставлять газ, передавая его покупателю на границе собственных газораспределительных сетей ГРО (со стороны покупателя) в определённых договором объёмах, а Покупатель обязуется получать (отбирать) газ и оплачивать Поставщику стоимость газа. Действие данного договора путём заключения дополнительных соглашений продлено до 31 декабря 2011 года. Согласно сведениям об объектах потребления газа Покупателя, на которые осуществляется поставка газа по договору, это котельные: "Южная", "Центральная", "Северная", "Больничная", "Школьная" г. Венёва Тульской области, котельная пос. Метростроевский Венёвского района Тульской области, котельная пос. Каменный Венёвского района Тульской области и котельная пос. Мордвес Венёвского района Тульской области. В соответствии с Уставом ООО "Коммунальные ресурсы ВН" является юридическим лицом, к видам деятельности которого относится предоставление жилищно-коммунальных услуг населению и социальным потребителям, а также иным потребителям. При этом коммунальные услуги потребителям – жителям г. Венёва оказываются путём приобретения данных услуг управляющими организациями: ООО "Наш Дом", ООО "УК г. Венёва" и ООО "Городской Дом" и их дальнейшей передачи жителям г. Венёва. По состоянию на 20 июня 2011 года ООО "Коммунальные ресурсы ВН" имеют задолженность перед ООО "Газпром межрегионгаз Тула" по оплате за потреблённый газ в размере 31047249 рублей 34 копеек. Наличие задолженности свидетельствует о несвоевременной и не полной оплате со стороны ООО "Коммунальные ресурсы ВН" за потреблённый газ. Ненадлежащее исполнение ООО "Коммунальные ресурсы ВН" своих обязательств по договору поставки газа может привести к прекращению подачи горячей воды в жилые дома, расположенные в г. Венёве Тульской области, а также в социальные организации и учреждения, а равно поставить под угрозу начало отопительного сезона в населённых пунктах на территории Венёвского района Тульской области. 13 октября 2009 года между ООО "Коммунальные ресурсы ВН" и ОАО "Тульская сбытовая компания" (ТСК) заключен договор на снабжение электрической энергией, согласно которому ОАО (ТСК) обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объёмах необходимых ООО "Коммунальные ресурсы ВН". 31 мая 2011 года ОАО "ТСК" в связи с задолженностью по оплате за электроэнергию, которую ООО "Коммунальные ресурсы ВН" не погасило по ранее поданному уведомлению, произвело отключение объектов ЖКХ, а именно: котельную "Южная", а также бойлерные №№ 1-6 г. Венёва Тульской области. 1 июня 2011 года по этой же причине были отключены котельная пос. Каменный, котельная пос. Метростроевский и котельная пос. Мордвес Венёвского района Тульской области, а 2 июня 2011 года – котельная "Северная", котельная "Школьная" и котельная "Центральная" г. Венёва Тульской области. Введение ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных и бойлерных г. Венёва и Венёвского района повлекло за собой приостановление деятельности этих объектов и как следствие прекращение подачи горячего водоснабжения для жителей г. Венёва и Венёвского района, получающих данную услугу. Кроме того, ставится под угрозу начало отопительного сезона. Указанные действия энергоснабжающей компании могут повлечь за собой нарушение технологических процессов на котельных в ходе их подготовки и начала работы в осеннее - зимний период. Таким образом, в результате действий ОАО "ТСК", связанных с отключением подачи электроэнергии на объекты ЖКХ, прекратилась подача горячей воды в жилые дома, социальные учреждения – детские сады и школы г. Венёва и Венёвского района Тульской области. Отсутствие энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения нарушает права человека на безопасность жизни и здоровья, препятствует получению населением качественной и своевременной услуги теплоснабжения, что при снижении температуры наружного воздуха ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. В марте 2011 года ООО "Коммунальные ресурсы ВН" были утверждены первоочередные мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2011-2012 годы. В соответствии с информацией, представленной органами местного самоуправления, на 6 июня 2011 года со стороны ООО "Коммунальные ресурсы ВН" не проводятся следующие работы, включенные в план первоочередных мероприятий, а именно: не производится замена котла ТВГ-1,5 котельной "Центральная", замена котла ТВГ-1,5 котельная "Северная" г. Венёва, не производится диагностика котельного оборудования и промывка котлов котельной "Южная" г. Венёва, замена и ремонт водопогревателей на ЦТП микрорайона "Южный" г. Венёва, замена тепловых и водопроводных сетей, замена технологического оборудования на КНС, также не производится ремонт очистных сооружений. Невыполнение вышеперечисленных мероприятий может привести к срыву предстоящего отопительного сезона, недопоставке теплоносителя в жилые помещения и объекты социального назначения, что в свою очередь нарушит права и законные интересы жителей г. Венёва, являющихся добросовестными потребителями, оплачивающими услуги теплоснабжения.

В судебном заседании прокурор Сазонов С.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям, которые изложены в заявлении, при этом уточнил, что обязанность по возобновлению подачи электрической энергии на объекты ЖКХ следует возложить на ОАО "Тулаэнергосбыт", поскольку ОАО "Тульская сбытовая компания" на основании решения общего собрания акционеров от 15 июня 2011 года переименована в ОАО "Тулаэнергосбыт", о чём внесены соответствующие изменения в Устав и ЕГРЮЛ.

Представитель ответчика ОАО "Тулаэнергосбыт" по доверенности Пашкова Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что действительно ОАО "ТСК" переименована в ОАО "Тулаэнергосбыт". Между ООО "Коммунальные ресурсы ВН" и ОАО "Тулаэнергосбыт" заключен договор на снабжение электрической энергией №1417 от 13 октября 2009 года. В соответствии с условиями данного договора ОАО "Тулаэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии через привлечённых третьих лиц. ООО "Коммунальные ресурсы ВН" обязуется оплачивать поставляемую ему электроэнергию и оказание услуги. Пункт 2.2.4. договора предоставляет право ОАО "Тулаэнергосбыт" в случае неоплаты (или неполной оплаты) потреблённой электроэнергии производить ограничение и приостановление её подачи в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Задолженность ООО "Коммунальные ресурсы ВН" по оплате за потреблённую электроэнергию перед ОАО "Тулаэнергосбыт" по состоянию на 31 июля 2011 года составила 19822752 рубля 31 копейку. Наличие задолженности за потреблённую электроэнергию, согласно пункту 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530, является законным основанием для введения ограничений подачи электрической энергии. При этом ОАО "Тулаэнергосбыт" не несет ответственности за непредоставление бытовым абонентам и социальным объектам Венёвского района услуг по водоснабжению, так как отсутствуют договорные отношения с гражданами города Венёва и Венёвского района в части оказания им коммунальных услуг (услуг по водоснабжению), и поэтому на ОАО "Тулаэнергосбыт" не может возлагаться ответственность за их неоказание по ст. 27 ФЗ "О защите прав потребителей".

Представитель ООО "Коммунальные ресурсы ВН" по доверенности Новиков А.В. поддержал исковые требования в части признания незаконными действия ОАО "ТСК" по прекращению подачи электрической энергии на объекты ЖКХ ООО "Коммунальные ресурсы ВН", в остальной части иск не признал, указав, что не отрицает наличия задолженности со стороны ООО "Коммунальные ресурсы ВН" перед ОАО "Тулаэнергосбыт" за потреблённую электроэнергию и перед ООО "Газпром межрегионгаз Тула" за потреблённый природный газ. Но деньги на счете оргнизации отсутствуют поскольку 13 октября 2010 года органы местного самоуправления вынудили их подписать соглашение по перечислению денежных средств, поступающих от граждан, через РКЦ напрямую в энергоснабжающие компании. С тех пор деньги в ООО "Коммунальные ресурсы ВН" по оплате за коммунальные услуги не поступают. Кредиты им не выдаются ввиду наличия большой задолженности. В арбитражном суде уже два месяца находится на рассмотрении заявление о банкротстве. В связи с этим у них нет денежных средств как на оплату за потреблённый газ и электроэнергию, так и на проведение плановых работ по подготовке объектов ЖКХ к работе в зимних условиях в период 2011-2012 годы. Также выполнение этих работ в соответствии с утверждённым графиком стало невозможно, в том числе, по причине прекращения подачи на объекты ЖКХ электрической энергии со стороны ОАО "Тулаэнергосбыт".

Представитель третьего лица ООО "Газпром межрегионгаз Тула" в суд не явился, о дне слушания дела надлежаще извещён. Сведений об уважительных причинах своей неявки суду не представил.

Представитель третьего лица администрации МО город Венёв Венёвского района Тульской области в суд не явился, о дне слушания дела надлежаще извещён. В письменном заявлении, направленном в суд, просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав доводы прокурора Сазонова С.В., представителя ОАО "Тулаэнергосбыт" Пашковой Е.В., представителя ООО "Коммунальные ресурсы ВН" Новикова А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 1.10.2007г. ООО "Тульская региональная компания по реализации газа" (Поставщик) и ООО "Системы жизнеобеспечения" (Коммунальные ресурсы ВН) (Покупатель) заключили договор на поставку газа Номер обезличен на период с 1.01.2008г. по 31.12.2008г., согласно которому Поставщик обязуется поставлять газ, передавая его покупателю на границе окончания собственных газораспределительных сетей ГРО (со стороны покупателя) в определённых договором объёмах, а Покупатель обязуется получать (отбирать) газ в определённых договором объёмах и оплачивать Поставщику стоимость газа. Из приложения №2 к договору следует, что объектами потребления газа являются: котельная "Южная", котельная "Центральная", котельная "Северная", котельная "Школьная", котельная "Больничная" г. Венёва Тульской области, а также котельные пос. Метростроевский, пос. Каменный" и пос. Мордвес Венёвского района Тульской области.   л.д. 38-44).

1.01.2009г. между теми же сторонами было заключено дополнительное соглашение о замене покупателя, согласно которому все права и обязанности Покупателя в полном объёме перешли к ООО "Коммунальные ресурсы ВН" с 1.01.2009г., а в части расчётов за поставленный газ с 1.11.2008г.

5.11.2009г. было заключено дополнительное соглашение к договору поставки газа Номер обезличен от 1.10.2007г. о продлении срока действия договора, в силу которого действие указанного договора продлено до 31.12.2010г. л.д. 45).

По дополнительному соглашению между теми же сторонами к данному договору от 23.11.2010 г., срок его действия продлён до 31.12.2011г. л.д. 46).

Согласно Уставу ООО "Коммунальные ресурсы ВН", оно осуществляет различные виды деятельности, в том числе, эксплуатацию и развитие систем жизнеобеспечения населённых пунктов, в том числе тепловых сетей, сетей подачи воды и отвода сточных вод, систем очистки воды и сточных вод, оказание населению и организациям услуг, связанных со снабжением теплом, электроэнергией, водой, отведением и очисткой вод, а также иных услуг коммунального характера л.д. 12-26).

В соответствии со справкой главного бухгалтера ООО "Коммунальные ресурсы ВН" задолженность организации за потреблённый газ на 20 июня 2011 года составляет – 31047249 рублей 34 копейки л.д. 37).

13 октября 2009 года ООО "ТСК" (Поставщик) и ООО "Коммунальные ресурсы ВН" (Покупатель) заключили договор на снабжение электрической энергией Номер обезличен, согласно которому Поставщик обязуется поставлять электрическую энергию в определённых договором объёмах, а Покупатель обязуется оплачивать Поставщику стоимость электроэнергии л.д. 78-82).

Задолженность ООО "Коммунальные ресурсы ВН" перед ОАО "Тулаэнергосбыт" на 22.08.2011г. по оплате за потреблённую электроэнергию составляет 20385652 рубля 31 копейку, что подтверждается справкой ОАО "Тулаэнергосбыт" л.д. 168)

Согласно справке ОАО "Тулаэнергосбыт" л.д. 169) отключение подачи электроэнергии было произведено: на бойлерные №№ 1-6 гор. Венёва с 31.05.2011г., с 1.06.2011г. были отключены котельные пос. Каменный, пос. Мордвес и пос. Метростроевский Венёвского района, а с 2.06.2011г. котельные "Центральная", "Северная" и "Школьная" г. Венёва.

20.05.2011г. ОАО "ТСК" направило в адрес директора ООО "Коммунльные ресурсы ВН" уведомление об отключении от электроснабжения указанных выше объектов ЖКХ л.д. 77), в случае непогашения имеющееся задолженности до 30.05.2011г.

В соответствии с перечнем объектов л.д. 184) представленным ООО "Коммунальные ресурсы ВН" бойлерные №№ 1-6 обслуживают жилые дома, школу и детский сад; котельная пос. Каменный – жилые дома, здание клуба; котельная пос. Метростроевский – жилые дома, школу, детский сад, больницу; котельная пос. Мордвес – жилые дома, школу, детский сад, больницу и клуб; котельная "Больничная" г. Венёва – больницу и жилой дом, котельная "Школьная" г. Венёва, жилой дом и школу; котельная "Центральная" г. Венёва – жилые дома, школу искусств, РДК, дом пионеров, ДЮСШ; котельная "Северная" г. Венёва – жилые дома, два детских сада.

Из справки Комитета по образованию АМО Венёвский район Тульской области следует, что МОУ "Венёвская СОШ №1", МОУ "Венёвская СОШ №2", МОУ "Гурьевская СОШ", Венёвское МДОУ №1, Венёвское МДОУ №4, Венёвское МДОУ №5, Гурьевское МДОУ, Венёвская ДЮСШ, МОУ ДОД "Венёвский ДЮЦ" задолженности по оплате за услуги теплоснабжения и снабжения горячей водой перед ООО "Коммунальные ресурсы ВН" не имеет л.д. 84).

В соответствии с данными лицевых счетов граждан г. Венёва, пос. Метростроевский, пос. Каменный, пос. Мордвес по сотоянию на июнь 2011 года, полученными из РКЦ, большая часть квартиросъёмщиков и собственников жилых помещений жилых домов указанных населённых пунктов своевременно производит оплату за коммунальные услуги и не имеет задолженности л.д. 85-102).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что жители г. Венёва, а также п. Каменный, п. Метростроевский, п. Мордвес Венёвского района и социальные объекты указаных населённых пунктов, которым ООО "Коммунальные ресурсы ВН" предоставляют коммунальные услуги, в том числе услуги по теплоснабжению, являются потребителями коммунальных услуг, большинство из которых своевременно оплачивают представленные коммунальные услуги. В результате несвоевременной и неполной оплаты ООО "Коммунальные ресурсы ВН" поставленного ОАО "ТСК" электроснабжения, последнее после неоднократных уведомлений прекратило электроснабжение объектов ЖКХ (котельных и бойлерных) ООО "Коммунальные ресурсы ВН", поставив под угрозу безопасность для жизни и здоровья населения и начало отопительного сезона в жилых домах и социальных объектах данных населённых пунктов г. Венёва и Венёвского района.

Частью 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Часть 3 той же нормы гласит, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые ак­ты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетвори­тельное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ог­раничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в ус­тановленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения ука­занным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с ч.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются на­стоящим законом, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации и осуществляются судом.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регу­лируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждён­ным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обяза­тельства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В соответствии с п.п. «а» п. 51 указанных выше Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

То обстоятельство, что теплоснабжение поставляется гражданам потребителям опосредованно, не является достаточным основанием для лишения их права на получение услуги надлежащего качества.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О защите прав потребителей» ООО «Коммуналь­ные ресурсы ВН» обязано оказать услугу на условиях и в сроки, предусмотренные действующим договором. В силу ст. 4,7,13,16,27,28-39 указанного Закона потреби­тель имеет право на своевременное, качественное, безопасное оказание услуги. Вследствие нарушения указанных норм добросовестные плательщики лишены воз­можности получать услуги по горячему водоснабжению.

В данном случае, учитывая, что большая часть потребителей - жителей г. Ве-нёва, п. Каменный, п. Метростроевский, п. Мордвес, а также социальные объекты в указанных населённых пунктах своевременно и полностью оплачивает предоставляемые им коммунальные ус­луги, в том числе за теплоснабжение, суд приходит к выводу, что ООО «Ком­мунальные ресурсы ВН» недобросовестно и не в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по договору с ОАО «ТСК», не производя своевремен­ную оплату за подачу электроэнергии на свои объекты (котельные и бойлерные).

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа орга­низациям- потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топлив­но-энергетических ресурсов» предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадле­жащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оп­лачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей орга­низацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах.

Однако как следует из объяснений сторон и материалов дела, ООО «Комму­нальные ресурсы ВН», обеспечивающее снабжение жителей указанных выше населённых пунктов и социальные объекты теплом, при наличии абонентов, своевременно оплачивающих предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, не оспаривало действия ОАО «ТСК» и не предпринимало действия, направленные на обеспечение данных потребителей топливно-энергетическими ресурсами, ссылаясь на наличие среди своих абонентов социальных объектов, при этом не приняло мер к составлению акта согласования аварийной брони, при наличии которого применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Разрешая требование прокурора в части признания незаконными действия ОАО «ТСК» по прекращению электроснабжения объектов (котельных и бойлерных) ООО «Комму­нальные ресурсы ВН», суд исходит из следующего.

Согласно ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом бла­гополучии населения» к факторам среды обитания относятся социальные, которые включают в себя теплоснабжение, и оказывают влияние на человека, состояние его здоровья. Отсутствие электроснабжения котельных, и как следствие теплоснаб­жения населения г. Венева, п. Каменный, п. Метростроевский, п. Мордвес и социальных объектов указанных населённых пунктов, в том числе МУЗ «Веневская ЦРБ», нарушает права человека на безо­пасность жизни и здоровья, в связи с необходимостью использования жителями и социальными объектами теплоснабжения в холодное время года, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Согласно ст. 10 ГК РФ устанавливает общие пределы свободы усмотрения участников гражданских правоотношений при осуществлении ими своих прав. Превышение этих пределов квалифицируется как злоупотребление правом и представляет собой неправомерное действие.

Несмотря на то, что ОАО «ТСК» имеет реальную возможность ре­шить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации - должника в судебном порядке, оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привел к на­рушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих не­обходимые платежи, поэтому действия ОАО «ТСК» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

Таким образом, суд считает доказанным, что в результате незаконного бездей­ствия ООО «Коммунальные ресурсы ВН» и незаконных действий ОАО «ТСК» без теплоснабжения было оставлено население г. Венёва, п. Каменный, п. Метростроевский, п. Мордвес и социальные объекты указанных населённых пунктов, а поскольку электроснабжение котельных и бойлерных является необходимым элементом технологического процесса подачи теплоснабжения указанных выше абонентов, прекращением его была создана угроза жизни и здоровью людей.

Обсуждая требования прокурора Венёвского района о возложении обязанности на ООО "Коммунальные ресурсы ВН" по проведению в установленные сроки мероприятий, связанных с подготовкой объектов ЖКХ к работе в зимних условиях в 2011-2012 годах, а именно: произвести замену котла ТВГ-1,5 котельной "Центральная" и котла ТВГ-1,5 котельной "Северная", произвести диагностику котельного оборудования и промывку котлов котельной "Южная", произвести замену и ремонт водопогревателей на центральном тепловом пункте (ЦТП) микрорайона "Южный", произвести замену тепловых и водопроводных сетей, произвести замену технологического оборудования на канализационной насосной станции (КНС), провести ремонт очистных сооружений, расположенных и используемых для оказания коммунальных услуг жителям муниципальных образований города Венёва Тульской области и Венёвского района Тульской области, суд исходит из следующего.

Федеральным законом РФ №190-ФЗ от 27 июля 2010 года (в редакции Федеральных законов от 04.06.2011 №123-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергией, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие необходимых мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному сезону, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии со статьёй 20 Закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилам оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критерией надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учёт приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечить проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя.

В марте 2011 года ООО "Коммунальные ресурсы ВН", являющимся теплоснабжающей и теплосетевой организацией на территории Венёвского района Тульской области, были утверждены первоочередные мероприятия л.д. 48-59) по подготовке к отопительному сезону 2011-2012 года, где перечислены мероприятия, которые необходимо провести с целью подготовки к отопительному периоду муниципального образования, а также сроки их выполнения.

В тоже время, как следует из письма главы администрации МО город Венёв Венёвского района л.д. 47) в адрес прокурора Венёвского района, со стороны ООО "Коммунальные ресурсы ВН" не проводятся работы по указанному перечню мероприятий, а именно: замена котла ТВГ-1,5 на котельной "Центральная" г. Венёва; замена котла ТВГ – 1,5 на котельной "Северная" г. Венёва; диагностика котельного оборудования и промывка котлов котельной "Южная" г. Венёва; замена и ремонт водопогревателей на центральном тепловом пункте (ЦТП) микрорайона "Южный" г. Венёва; замена тепловых сетей; замена водопроводных сетей; замена технологического оборудования на канализационной насосной станции (КНС); ремонт очистных сооружений.

Невыполнение вышеперечисленных мероприятий может привести к срыву предстоящего отопительного сезона, недопоставке теплоносителей в жилые помещения и объекты социального значения, что в свою очередь нарушит права и законные интересы жителей г. Венёва и Венёвского района, добросовестно оплачивающих предоставляемые им услуги по теплоснабжению, создаст угрозу для их жизни и здоровья.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие ООО "Коммунальные ресурсы ВН", выразившееся в неполной и несвоевременной оплате за поставленные газ и электрическую энергию на объекты ЖКХ.

признать незаконными действия ОАО "Тульская сбытовая компания" по прекращению подачи электрической энергии на объекты ЖКХ ООО "Коммунальные ресурсы ВН", а именно: 31 мая 2011 года на котельную "Южная" и бойлерные №№ 1,2,3,4,5,6 г. Венёва Тульской области; 01 июня 2011 года на котельную пос. Каменный, котельную пос. Метростроевский и котельную пос. Мордвес Венёвского района Тульской области; 02 июня 2011 года на котельную "Северная", котельную "Школьная" и котельную "Центральная" г. Венёва Тульской области.

Возложить обязанность на ОАО "Тулаэнергосбыт" возобновить подачу электрической энергии на объекты ЖКХ ОО "Коммунальные ресурсы ВН", а именно: бойлерные №№ 1,2,3,4,5,6, котельную "Северная", котельную "Центральная" и котельную "Школьная" г. Венёва Тульской области, а также на котельную пос. Метростроевский, котельную пос. Каменный и котельную пос. Мордвес Венёвского района Тульской области.

Возложить обязанность на ООО "Коммунальные ресурсы ВН" провести мероприятия по подготовке объектов ЖКХ к работе в отопительный период 2011-2012 годов, а именно: в соответствии с перечнем первоочередных мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2011-2012 года, утверждённым в марте 2011 года, произвести замену котла ТВГ-1,5 на котельной "Центральная" г. Венёва; замену котла ТВГ – 1,5 на котельной "Северная" г. Венёва; диагностику котельного оборудования и промывку котлов котельной "Южная" г. Венёва; замену и ремонт водопогревателей на центральном тепловом пункте (ЦТП) микрорайона "Южный" г. Венёва; замену тепловых сетей; замену водопроводных сетей; замену технологического оборудования на канализационной насосной станции (КНС); ремонт очистных сооружений.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Венёвский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: