решение от 12.01.2012 о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Венёв

Венёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Безрукова А.В.,

при секретаре Петраковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Е.Г. к АМО Венёвский район, Комитету Тульской области по семейной демографической политике, опеке и попечительству о признании не имеющей закреплённого жилого помещения, возложении на Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Мельникова Е.Г. обратилась в суд с иском к АМО Венёвский район, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании не имеющей закреплённого жилого помещения, возложении на Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству обязанности предоставить жилое помещение, мотивируя тем, что её родители умерли. Постановлением главы МО «Венёвский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> однако в настоящее время, данное жилое помещение непригодно для проживания, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ уничтожено пожаром.

Истец Мельникова Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель администрации МО Веневский район по доверенности Кузнецова Т.Б. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Егорова М.М. исковые требования не признала и пояснила, что комитет Тульской области обеспечивает жильем детей, за которыми не закреплено жилое помещение, а за Мельниковой Е.Г. постановлением главы МО «Венёвский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение закреплялось. До ДД.ММ.ГГГГ функции по вопросам опеки и попечительства исполняли муниципальные образования Тульской области, которые принимали распорядительные акты, касающиеся жизнеустройства детей и закрепления за ними жилых помещений, и должны были осуществлять контроль за сохранностью закрепленного жилья. Жилое помещение, закрепленное за Мельниковой Е.Г., пришло в состояние непригодности для проживания именно в этот период.

Заслушав доводы истца, представителей ответчиков администрации МО Веневский район и комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со свидетельством о рождении Сергеева Е.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ в де<адрес>. Ее родителями являлись: мать ФИО8, отец – ФИО9

Отец Сергеевой Е.Г.- ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать – ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти.

Постановлением главы МО «Венёвский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Сергеевой Е.Г. установлена опека, её опекуном признана ФИО10, за Сергеевой Е.Г. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>.

Постановлением главы МО «Венёвский район Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы МО «Венёвский район <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки» и несовершеннолетняя Сергеева Е.Г. передана на попечение органа опеки и попечительства.

ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.Г. заключила брак с Мельниковым С.Е., после чего ей присвоена фамилия Мельникова, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-БО от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что Мельникова Е.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство Тульской области предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями органом исполнительной власти (Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области»).

Вышеназванным Законом Тульской области определен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма (ст. 4 данного Закона).

В соответствии с постановлением главы АМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Е.Г. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях на территории МО <данные изъяты> района на общую очередь.

Из акта обследования жилого помещения, закрепленного за Мельниковой Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> сгорел в ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение не пригодно для проживания.

Данное обстоятельство подтверждается и справкой отдела ГПН Венёвского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частями 3 и 5 указанной нормы Закона предусмотрено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что закреплённое за Мельниковой Е.Г. постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, не пригодно для проживания, поскольку полностью было уничтожено огнем в результате пожара.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1-2 ст. 24 Закон Тульской области от 07.10.2009 N 1336-ЗТО (ред. от 01.06.2011) "О защите прав ребенка", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) либо зачисленные на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, при осуществлении контроля за сохранностью жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, право пользования, которыми сохранено за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, взаимодействует с органами местного самоуправления с целью принятия мер по защите прав детей указанной категории в случаях, предусмотренных ст. 687 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Часть третья данной статьи определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти области жилыми помещениями жилищного фонда области по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Из содержания закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области», следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, предоставляются органом, уполномоченным администрацией Тульской области на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области.

Согласно постановлению администрации Тульской области от 09.10.2009 N 754 (ред. от 22.03.2011) "Об утверждении Порядка управления жилищным фондом социального использования Тульской области" государственными заказчиками по размещению государственного заказа по приобретению жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области, наймодателями по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Тульской области, органами, уполномоченными на принятие решений об отнесении переданных им в оперативное управление находящихся в собственности Тульской области жилых помещений к жилищному фонду социального использования Тульской области, передачу жилых помещений жилищного фонда социального использования Тульской области в собственность граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения) является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Данный комитет принимает решение о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора социального найма.

Утверждение представителя комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о том, что Мельникова Е.Г. имеет закрепленное за ней жилое помещение, суд признает несостоятельным вследствие того, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания.

Доводы представителя комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о том, что они не могут предоставить Мельниковой Е.Г. жилое помещение, поскольку они только с 1 января 2009 года являются органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим деятельность по опеке и попечительству на территории Тульской области, суд признает несостоятельными вследствие того, что в силу п.п. 32, 33, 47 Положения о комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, утвержденному постановлением администрации Тульской области от 15 декабря 2008 года № 792, именно на данный орган исполнительной власти возложена обязанность по защите жилищных прав и обеспечению вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мельниковой Е.Г. удовлетворить.

Признать ФИО2, не имеющей закреплённого жилого помещения.

Обязать комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Мельниковой Е.Г. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования Веневский район Тульской области в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления Веневского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Веневский районный суд.

Председательствующий